Репортаж Как Агрохолдинг «Мирный» возрождает козоводство в России

Агрохолдинг «Мирный» — один из самых амбициозных проектов в российском сельском хозяйстве. Специализируясь на промышленном козоводстве, предприятие не только обеспечивает сырьем собственные перерабатывающие мощности, но и поставляет его другим производителям. Корреспондент Milknews посетил холдинг, чтобы узнать, как работает один из лидеров российского козоводства.
Как все начиналось
Агрохолдинг «Мирный» был основан в Адыгее в 2017 году. Идея проекта заключалась в возрождении промышленного козоводства в России и обеспечении потребителей безопасной молочной продукцией, особенно детским питанием.
«Изначально наша цель — возрождение отрасли козоводства в России, пищевая безопасность, вывод на рынок полезной продукции для детей и взрослых», — рассказывает операционный директор холдинга Дмитрий Юрченко.
Первые козы были завезены на предприятие в 2019 году. В настоящее время холдинг уже вышел на самоокупаемость и продолжает расширяться.
Производственные мощности
Сегодня агрохолдинг «Мирный» включает два молочно-товарных комплекса — на 3 тыс. и 3,5 тыс. голов, из которых 5 тыс. голов дойного стада. Производство сырого молока в агрохолдинге наращивается ежегодно: за прошлый год надоили 5 тыс. тонн, а за первое полугодие текущего года уже 2,6 тыс. тонн.

Технологический процесс организован по европейским стандартам: доильные залы DeLaval с автоматизированными системами доения и контроля за животными, артезианские скважины с автоматической подачей воды в поилки и особые протоколы кормления, которые дают хорошие результаты по показателям здоровья и физической формы животных. Корма выращиваются на собственных полях и здесь же заготавливаются по специальным рационам, что обеспечивает замкнутый цикл производства и строгий контроль качества.
«База для кормления находится вокруг животноводческих комплексов — это наши поля, а природные условия здесь приближены к альпийским», — отмечает управляющий животноводческим комплексом Игорь Грищенко.

В агрохолдинге расположен один из крупнейших доильных залов в Европе — в нем одновременно доятся 144 козы. Во всех корпусах круглый год комфортная для животных температура. «Зимой она не опускается ниже 15 градусов, в летнее время комплексы охлаждаются, а в корпусе для молодняка температура круглогодично поддерживается на уровне 27 градусов», — поясняет Грищенко.
Селекция
Швейцарская зааненская порода коз, которую разводит холдинг, известна высокой продуктивностью — в среднем от одной козы получают 3,5 литра молока в сутки. Основой для развития стада стали животные, завезенные из Голландии в 2019 году. С тех пор агрохолдинг не только увеличил поголовье, но и добился значительных успехов в селекционной работе.

«Мирный» имеет официальный статус племенного хозяйства, что позволяет ему не только совершенствовать собственное стадо, но и поставлять племенных животных другим производителям. Холдинг ведет строгий учет продуктивности животных, выделяя наиболее высокоудойных коз в отдельные группы для дальнейшего разведения.
«Мы сами занимаемся селекцией и разведением, в том числе как для обновления нашего поголовья, так и на реализацию. Тех животных, которых сейчас мы с вами посмотрели, это уже козочки 2025 года — это наше будущее, на что мы рассчитываем в рамках увеличения надоев», — рассказывает Дмитрий Юрченко.
Экспорт племенных животных
Спрос на племенных животных агрохолдинга растет как в России, так и за рубежом. «У нас есть успешное взаимодействие с хозяйствами в России, ну и как я уже сказал, есть и экспортные отгрузки племенных животных. Сейчас, к примеру, в активе компании уже присутствует успешный кейс по поставке наших коз в Азию», — делится генеральный директор холдинга Александр Карпушин.

Комплексный подход к селекции и современным технологиям позволяет агрохолдингу не только обеспечивать сырьем собственное производство, но и вносить значительный вклад в развитие козоводства в России, поставляя высокопродуктивных племенных животных как на внутренний, так и на международный рынок.
Переработка
Завод холдинга перерабатывает 15 тонн молока в сутки, при этом ассортимент выпускаемой продукции «Мирного» насчитывает более 40 SKU: полутвердые и мягкие сыры, масло, творог, кефир, питьевые и ложковые йогурты, ультрапастеризованное и сухое цельное молоко.

«Мы лидеры в стране по ультрапастеризованному козьему молоку, а также по производству кефира (это УТП), йогуртов. Плюс мы единственные, кто способен быть поставщиком козьего сырья для детского питания. И также скоро планируем запуск собственных линий для производства продукции в детском сегменте», — отмечает Александр Карпушин.
Компания активно развивает линейку кисломолочных продуктов и разрабатывает новинки, исходя из запросов покупателей.
«Мы занимаемся ротацией вкусов в йогурто-десертной группе: у нас есть ложковые йогурты, есть питьевые — мы делаем разные вкусы добавляя только натуральные компоненты – орехи, злаки, эссенции, пюре, никакой химии. Мы не используем крахмалы и другие стабилизаторы, что благоприятно сказывается на спросе у потребителей», — рассказывает Карпушин.

Еще одним направлением развития станет выпуск плавленых сыров.
«Мы хотим запустить плавленые сыры — наша команда провела уже пробные экспериментальные выработки, и в целом оценки достаточно хорошие. Мы будем готовы выходить с этим продуктом на рынок», — делится планами генеральный директор.

Продукция холдинга поставляется по всей России, а сухое молоко экспортируется за рубеж. В планах — расширение экспорта сыров и молока, включая новые виды продукции.
Господдержка и взаимодействие с торговыми сетями
«Мирный» активно сотрудничает как с государственными структурами, так и с крупными федеральными ритейлерами. По словам Александра Карпушина, поддержка со стороны властей играет важную роль в развитии предприятия, особенно учитывая, что козоводство в России долгое время оставалось забытой отраслью.
«Мы ощущаем господдержку. Понятно, что для нас в целом условия такие же, как для остальных переработчиков, но отрасль козоводства забытая, тяжелая, поэтому мы, конечно, всегда на господдержку рассчитываем и рады, что нам государство идет навстречу», — отмечает Карпушин.

Холдинг получает финансовую и информационную помощь как от правительства Республики Адыгея, так и от федеральных властей. Это позволяет компании развивать инфраструктуру, внедрять энергосберегающие технологии и расширять производственные мощности.
Одним из ключевых направлений сбыта для «Мирный-Адыгея» стало сотрудничество с федеральными торговыми сетями в сегменте собственных торговых марок (СТМ). Компания, в частности, работает с "Пятёрочкой", производя продукцию для собственного бренда сети «Вкус & Польза».
«Мы давно отошли от парадигмы, что СТМ крупных федеральных сетей — это какой-то продукт низшего класса. Сотрудничая, например, с "Пятёрочкой", мы видим, что уровень ответственности и внимания к поставщикам очень высок. Для нас СТМ — это возможность представить свою продукцию, донести ее до потребителя, плюс стабильный сбыт», — объясняет Дмитрий Юрченко.

По его словам, работа в этом сегменте строится на взаимовыгодных условиях: сеть получает качественный продукт, а производитель — гарантированный объем заказов. При этом холдинг сохраняет нормальную маржу, опровергая стереотип о том, что СТМ — это всегда «дешевый» товар.
«Если бы нас или других поставщиков не устраивала цена, никто бы в этом сегменте не работал. Надо уметь договариваться, кооперироваться, вести партнерские отношения», — подчеркивает Юрченко.
Сейчас «Мирный» продолжает расширять сотрудничество с ритейлерами, рассматривая это направление как важную часть своей стратегии роста.
Планы и перспективы
Агрохолдинг активно развивается и ставит перед собой амбициозные цели по расширению производства. Одним из ключевых проектов ближайшего будущего станет создание нового животноводческого кластера во Владимирской области.
«Мы подписали соглашение с правительством Владимирской области об открытии в регионе животноводческого кластера и завода по переработке молока. Это крупный проект, который позволит нам сократить логистическое плечо, увеличить объемы производства и открыть направление детского питания», — рассказывает Александр Карпушин.

Помимо территориального расширения, компания продолжает развивать существующие направления. Основной акцент делается на увеличение надоев за счет селекционной работы, расширение ассортимента и развитие экспортных поставок.
«Мы не уперлись ни в какой потолок по нашей имеющейся номенклатуре. Все SKU растут, мощность предприятия позволяет нам прирастать в два раза, в три раза. Поэтому сейчас идет органичный рост, плюс мы смотрим, какие ниши нам доступны», — отмечает Юрченко.
Значительная часть инвестиций агрохолдинга направляется на внедрение энергосберегающих технологий и повышение эффективности производства - это системы многофункционального ухода за стадом, оборудование для снижения потерь при переработке, а также решения для сокращения энергозатрат.

Благодаря этим шагам «Мирный» планирует не только увеличить объемы производства, но и укрепить свои позиции как лидера российского козоводства, продолжая возрождать в стране эту важную отрасль сельского хозяйства.
1753243200
козоводство
251 просмотр
Также рекомендуем:
Лонгриды
Новых лидеров индустрии и итоги первого полугодия обсудили на «Молочных сессиях: Summer edition»
Аналитический центр Milknews
Рейтинги
ТОП-30 крупнейших производителей молока в России: рекордная динамика и консолидация лидеров