Обзор Как Россия вошла в ТОП-8 крупнейших в мире поставщиков мороженого в Китай
По данным исследования Streda Consulting, Россия в прошлом году заняла 8-е место в мире по поставкам мороженого в Китай, установив новый рекорд почти в 1 тыс. тонн. Потенциал рынка говорит о том, что это далеко не предел. Milknews рассказал подробности в новом материале.
Мороженое ставит новые экспортные рекорды
Мороженое – ключевой экспортный продукт России для рынка Китая в последние пять лет. Несмотря на прикладываемые отраслью усилия в развитии экспорта сывороточных ингредиентов и цельномолочной продукции, доля всех других видов молочной продукции в поставках на рынок Китая пока не превышает 30%.
Непростой 2020 год стал достаточно успешным для экспорта российского мороженого как на мировом рынке в целом, так и на рынке Китая. Локдаун, который негативно повлиял на конечный спрос и регулярно вызывал критичные сбои в логистических цепочках, не помешал компаниям в установке новых рекордов.
Россия по итогам 2020 года смогла войти в ТОП-8 крупнейших в мире поставщиков мороженого в Большой Китай (Китай с учетом Гонконга, Тайваня и Макао). При этом объемы экспорта стали рекордными за все время присутствия на китайском рынке и достигли 955 тонн, свидетельствуют данные недавно проведенного исследования Streda Consulting.
«Россия стабильно входила в ТОП-10 поставщиков мороженого в Китай на протяжении последних 5 лет, но относительно небольшие объемы и высокая конкуренция на рынке не позволяли сократить разрыв с ближайшими конкурентами», — комментирует управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев. В 2020 году ряд стран ЕС и ЮВА сократили поставки в Китай, а Россия наоборот – увеличила объемы сразу на 30% после их небольшого снижения в 2019 году. Это позволило наконец-то обойти Малайзию и Нидерланды.
В целом, за время присутствия в Китае российские компании смогли уверенно потеснить таких крупных экспортеров мороженого, как Швейцария, Австралия, Малайзия и большая часть стран ЕС (Италия, Испания, Нидерланды, Германия, Венгрия). Однако пока объемы поставок не только несопоставимы с лидерами рынка (даже с учетом снижения Франция поставила 12,9 тыс. т, Япония и Корея – 4,5 и 4,1 тыс. т, Новая Зеландия – 3,4 тыс. т), но и отстают от ближайших конкурентов. Для сокращения разрыва необходимо увеличить экспорт в 1,5-2 раза (США и Великобритания поставили 1,4 и 1,8 тыс. т, а Таиланд удержался на 2,2 тыс. т.). При этом не стоит забывать, что остальные страны тоже не собираются сдавать свои позиции и будут стремиться наращивать объемы – теперь ключевая задача для российских компаний - расти быстрее ближайших конкурентов.
Ведущими поставщиками мороженого на рынок Китая, по данным Streda Consulting, являются ГК «Айсберри», “Чистая линия”, “КОМОС Групп”, ГК «Русский холод», ГК «Новосибхолод» и Белгородский хладокомбинат.
Перспективы
По оценкам Союза Мороженщиков России, на сегодняшней день общие мощности наших производителей мороженого превышает возможный спрос на российском рынке – свободные производственные мощности компании направляют на экспортные направления.
Китай – крупнейший в мире импортер мороженого (за пределами внутренней торговли между странами ЕС), который ежегодно завозит до 40 тыс. т замороженных десертов. При этом потребление в последние годы растет высокими темпами – на 13% в год, отмечает Алексей Груздев. Российское мороженое присутствует на рынке уже достаточно давно, логистические схемы отработаны, и пул компаний, которые поставляют на экспорт свою продукцию, с каждым годом становиться все больше.
Безусловно, мороженое - относительно новое для китайцев лакомство, и их вкусовые предпочтения достаточно специфичны, поэтому всем игрокам приходится существенно адаптировать свой продукт не только с точки зрения маркировки, но и вкусовой линейки и рецептур. Россия в ближайшие годы обязательно должна нарастить свое присутствие в Китае – потенциал экспансии вполне можно оценивать на уровне 2-3-х кратного роста, уверен эксперт. Вопрос остается только в более активном развитии дистрибуции и дальнейшей промо-поддержке продукта. К сожалению, для первопроходцев с небольшими объемами поставок решать эти задачи крайне сложно. Однако государство сегодня не стоит в стороне, и в лице Центра «Агроэкспорт» прикладывает огромные усилия для развития экспорта продовольствия, в том числе в части молочной продукции на рынке Китая.
- Покупателей там много, всё больше китайцев открывают для себя такой прохладный десерт, как мороженое, и остаются его приверженцами. Российские мороженщики готовы производить и поставлять туда много мороженого.
Представители СМР уверены, что если бы была государственная поддержка в продвижении российского мороженого на китайском рынке, то реализацию этого продукта можно было бы увеличить в разы.
- В китайских супермаркетах лежит огромный ассортимент мороженого. Чтобы китайцы запомнили российское мороженое и выбрали его из тысячи других, нужно иметь один узнаваемый бренд и продвигать его на китайском рынке, возможно, с помощью государства. А российские производители должны изготавливать мороженое под этим единым брендом.
В целом, чтобы продать российское мороженое в Китае, нужны акции по продвижению — наряжаться в российские костюмы, устраивать шоу, считает Уткина. Также нужно уметь продавать мороженое, используя современные и распространённые в Китае технологии: интернет-торговлю, продажи через соцсети, комьюнити, добавляет эксперт.
Пандемия снизила экспортный потенциал
В конце апреля прошлого года «КОМОС ГРУПП» подписал контракт между молочным субхолдингом «МИЛКОМ» и китайской компанией из Гуанчжоу на поставку молочных коктейлей и мороженого под брендом «Топтыжка». Однако из-за карантинных ограничений была отправлена только одна партия, состоящая из двух контейнеров.
Пресс-служба агрохолдинга отмечает, что первые трудности в работе с КНР начались еще в начале прошлого года, когда китайская сторона ввела жесткие ограничения на движение автотранспорта, связанные с усилением контроля за распространением COVID-19. А так как поставки продукции предприятия в Китай осуществлялись, главным образом, через сухопутную границу Забайкальского края, Приморья и Бурятии – это существенно осложнило нам процесс доставки товара до пункта назначения.
В этом году агрохолдинг мороженое в Китай не отгружал по причине того, что закрыты все сухопутные границы, а доставка морем занимает в два раза больше времени и обходится в два раза дороже, отметили в пресс-службе «КОМОС ГРУПП».
Китайцы известны особыми предпочтениями в том, что касается еды; они избалованы, любят все необычное, им сложно угодить. Любой продукт необходимо готовить к продаже в китайских магазинах, и готовить очень тщательно. Это долгосрочный проект, который нуждается в огромных ресурсах, рассказывал ранее Шутов.
Путь «КОМОС ГРУПП» на рынок Китая был нелегок: опыт агрохолдинга показал, что китайцы очень щепетильно относятся к завязыванию личных контактов, к деловым отношениям, и следует быть готовым к тому, что заключение контракта может растянуться не на дни, а на месяцы. Эта нация очень скрупулезно относятся и к формированию цены, и к оформлению документации, и порой они идут напролом, чтобы добиться выгодных для себя условий.
Автор: Елена Максимова
Теги: мороженое