Обзор Как развивается рынок мороженого в России
30 июня в 10:00 на площадке Zoom пройдет презентация рейтинга крупнейших производителей мороженого, которое представляют Союзмолоко, Streda Consulting и Milknews совместно с Федеральным центром «Агроэкспорт» при Минсельхозе России. Мероприятие пройдет при поддержке Союза мороженщиков России. К этому событию Milknews собрал главные показатели рынка в новом материале.
Показатели растут
По данным статистики, прошлый год для мороженщиков стал рекордным в плане объемов производства и экспорта, которые выросли на 17% на 26% соответственно.
По данным Союзмолоко, с января по март текущего года потребление мороженого относительно аналогичного периода прошлого года увеличилось на 18% - до 94 тыс. т с 79 тыс. т соответственно. Производство мороженого с января по апрель 2022 выросла до 156 тыс. т со 151 тыс. т в аналогичный период 2021-го. Ежегодный прирост рынка CAGR оценивается в 9%. Уровень самообеспеченности превышает 100% и вырос на 3 процентных пункта год к году.
По оценкам ГК «Белая Долина», продажи мороженого компании при этом в прошлом году выросли на 12% по сравнению с 2020-м. Интервью с руководителем компании можно найти по ссылке.
С приходом тепла Союз мороженщиков ожидает увеличение потребления десерта. «Хотя у нас и есть опасения, что из-за снижения покупательской способности населения, а также увеличения стоимости мороженого летом 2022 года его будут покупать меньше, чем в прошлом году», - делится Наталья Уткина.
В Союзе мороженщиков России отмечают, что производство мороженого за январь-апрель 2022 года в стране увеличилось на 3% относительно аналогичного периода в 2021-го. «Основной рывок производства данного продукта был в январе, когда выпуск мороженого составил 31,8 тыс. тонн по сравнению с 21,4 тыс. тонн в январе прошлого года. В феврале рост производства составил лишь 4,6% по отношению к аналогичному периоду годом ранее. А вот март и апрель показали падение производства мороженого на 4,7% и на 7,2% соответственно», - делится заместитель гендиректора Союза мороженщиков Наталья Уткина.
Производство товарной группы в Союзмолоко по итогам прошлого года оценили в 527 тыс.тонн. С января по апрель 2022 производители выпустили 156 тыс.тонн, что на 3% больше, чем в прошлом году. Общий прирост сегмента производства в год составляет 7%.
Тем не менее, эксперт Союза мороженщиков рассчитывает, что если в этом году будут теплые июль и август, то у производителей мороженого будет возможность наверстать майское отставание.
Уровень запасов мороженого в апреле 2022 года был на 1% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Для сравнения прирост в 2021 году на тот же период составил более 32%.
Факторы роста цен
Ситуация на рынке во-многом будет зависеть от покупательской способности населения – у производителей выросла себестоимость, соответственно, увеличились и цены на мороженое, и вопрос в том, как на это отреагирует потребитель, говорят эксперты.
Цены на мороженое, по данным Союза мороженщиков, в этом году увеличились на 15-30% по сравнению с осенью 2021 года. Этому способствовал рост цен на сырьё и упаковку, санкционное давление недружественных стран, приводящее к увеличению логистических маршрутов и их стоимости.
Средняя цена производителей на мороженое, по данным экспертов Союзмолоко, составляла в апреле 258 тыс. руб./т – относительно апреля 2021-го она увеличилась на 25%. С конца прошлого года за первые четыре месяца 2022-го стоимость мороженого у промышленных производителей выросла на 11%. По данным сервиса облачной фискализации «АТОЛ Онлайн», мороженое в вафельном стаканчике подорожало за пять месяцев текущего года сразу на 20%.
Внешняя торговля
Объемы импорта мороженого с января по март текущего года снизились относительно аналогичного периода 2021-го, сообщает Союзмолоко. Поставки мороженого из Беларуси, которая является основным поставщиком мороженого в Россию, сократились на 28%, из других стран – на 32%.
Отгрузки российского мороженого на внешние рынки с января по март текущего года тоже уменьшились – на 29% относительно аналогичного периода 2021-го и составили 4,7 тыс. т против 6,6 тыс. т соответственно. В целом, по оценкам Союзмолока, доля мороженого в российском экспорте молочной продукции в упомянутый период составила 13%, сократившись на 3,9 процентных пункта относительно января-марта 2021-го. «Экспорт мороженого продолжается, но, принимая во внимание сегодняшнюю ситуацию, потребовалось время на восстановление или нахождение новых путей доставки мороженого. Низкий курс доллара делает невыгодным отгрузки на внешние рынки», - рассуждает Наталья Уткина.
Прогнозы
По прогнозам Натальи Уткиной, производители российского мороженого будут продолжать поставки на внешние рынки, чтобы не потерять каналы сбыта. «Мороженщики активно работают сто дней в году, когда производства задействованы на полную мощность. Холодный май 2022 года уже прошел, и нам придется наверстывать продажи в июне-июле. Прогнозы, разумеется, делать сложно. Мы надеемся, что сможем произвести и продать достаточный объем мороженого, не сильно отставая от 2021 года. Возможно, снижение составит 10-15% с учетом погодных условий, сложной экономической ситуации и покупательской способности населения», - говорит она.
Подробнее о ситуации на рынке и расстановке сил можно узнать на предстоящем мероприятии. Зарегистрироваться и принять участие в презентации рейтинга крупнейших производителей мороженого вы можете по ссылке.
Официальный партнер рейтинга - компания «Кизельманн Рус».
Россия