Масложировая конференция - 2019: 10 фактов об экспорте, господдержке и мировом рынке
На прошлой неделе состоялась очередная Масложировая конференция, где крупнейшие игроки этого рынка традиционно обсуждали перспективы развития сектора на международных рынках и своей роли в реализации госпроекта “Экспорт продукции АПК”. Milknews коротко рассказывает о том, какое будущее масложировой отрасли рисуют основные инвесторы сектора.
Экспорт масложировой вырос на 23%
Замминистра сельского хозяйства Оксана Лут подчеркнула, что перед отраслью на данный момент стоит три основные задачи: доступ на внешние рынки, сырье и повышение эффективности предприятий отрасли. За первый квартал масложировая отрасль увеличила экспорт на 23% в сравнении с первым кварталом прошлого года.
Сырьевое обеспечение остается важной задачей
Лут предоставила данные Минсельхоза, отметив, что в 2018 году было собрано 20 млн тонн масличного сырья. Минсельхоз согласует целевые показатели каждые пять лет со всеми регионами, сейчас планируется выход на 33,5 млн тонн.
Заместитель генерального директора ООО «МЭЗ Юг Руси» Сергей Каменецкий заявил, что несмотря на то, что рекорды по переработке бьются, отрасли все еще нужно направить на экспорт 7,5 млн тонн подсолнечника. При текущей рентабельности экспорта никто не может делать полугодовых запасов, как это всегда было принято. Сегодня, в зависимости от региона, запасы делают на полтора-два месяца. Компании не могут брать на себя обязательства, не зная, какая у них будет обеспеченность сырьем.
ЕАЭС может производить 40 млн тонн масличных к 2024 году
Директор департамента агропромышленной политики ЕЭК Станислав Бубен заявил, что для ЕАЭС приоритетным остается экспорт готовой продукции с высокой маржинальностью. Потенциал производства масличных культур в ЕАЭС составляет 40 млн тонн к 2024 году, и исходя из нынешнего состояния масложировой отрасли, перед союзом стоят амбициозные задачи. По данным ФАО, мировое потребление масличных вырастет до 220 млн тонн к 2024 году, со стороны третьих стран высок интерес к импорту этой категории из России. В прошлом году страны ЕАЭС экспортировали почти на 2,5% мировой торговли сектора.
Основные экспортеры озабочены проблемами логистики
Генеральный директор ГК “ЭФКО” Евгений Ляшенко рассказал о планах компании по созданию универсального глубоководного терминала по перевалке продукции АПК. Основными направлениями будут Индия и Китай, общий объем инвестиций составит 10 млрд рублей. Ляшенко заявил, что при реализации таких сложных и больших проектов компаниям бы хотелось, чтобы поддержка проекта не ограничилась 2024 годом.
Также участники пленарной дискуссии отметили, что с 2019 года РЭЦ прекратил субсидировать процентные ставки при экспорте, в связи с чем попросили Минсельхоз решить эту проблему.
Участники попросили не отнимать господдержку экспорта при невыполнении условий
Минсельхоз попросили предоставлять господдержку экспорта в виде бонуса за выполнение поставок, а не делать ее обязательством. Сейчас схема работает следующим образом: экспортер берет на себя обязательства по поставкам, и Минсельхоз дает ему на это деньги. Если условия не выполняются - экспортер должен возместить вложенные в него федеральные деньги.
Все представители крупнейших компаний сошлись во мнении, что в программе заложены некоторые риски, главный из которых - привязка поддержки к экспорту. Инструмент логичный, но подразумевает под собой огромную конкуренцию, поскольку никто из коллег не сможет спрогнозировать свои поставки и их выполнение. В связи с этим, Александр Шендерюк-Жидков из УК “Содружество” предложил делать поддержку не условием, а бонусом - в виде субсидии на капексы или в другом формате. Главное - чтобы господдержку не отнимали, если экспорт не удался.
... и Минсельхоз им отказал
В обсуждении этого вопроса участники сошлись во мнении, что для отрасли и бизнеса важна внутренняя стабильность, которая влияет на рынок больше, чем внешние враги. Задача бизнеса - зарабатывать деньги, при высоких рисках экспорта внутренний рынок будет давать больше стимулов, чем внешний.
Оксана Лут ответила, что обязательства по экспорту будут проставлены однозначно, их придется подписывать всем предприятиям, рассчитывающим на господдержку. Государство обязуется предоставлять поддержку, компании - экспортировать.
Инструменты господдержки будут меняться
Минфин принимает совместное участие в решении вопроса с кредитами до 2024 года, в данный момент Минсельхоз обсуждает инконпорирование инструментов соседнего ведомства для разработки мер поддержки на весь срок реализации проектов. Лут отметила, что надо понимать, что в таком случае компании будут нести обязательства по экспорту не только до 2024 года. Кроме того, Минсельхоз еще не определился, что может войти в строчку с субсидированием капексов, Лут предполагает, что их можно привязать к экспортным поставкам. Каждый участник вправе выбрать, на какую субсидию претендовать - капексы или льготное кредитование. Однако, двух субсидий одновременно не предоставят - это будет задвоением мер поддержки.
Мировая структура рынка изменилась, но резких перемен пока не будет
Cоредактор международного аналитического агентства OilWorld Зигрид Фальк рассказал, что структура производства и экспорта четырех видов масел сильно изменилась за последние 5 лет, но в ближайшее время не предвидится глобальных изменений производства сои и подсолнечника. Пальмовое масло сейчас формирует под собой серьезный рынок, на котором сильно растет потребление, однако глобально сейчас проходит переходный период. Производство снижается, в то время как спрос растет все большими темпами, а запасы до сих пор большие, поэтому цены растут медленно.
Темпы роста пальмового масла не будут такими быстрыми
Фальк заявил, что пальмовое масло - самый важный фактор даже для российских производителей, и за его изменениями нужно внимательно следить. Будучи главным "конкурентом" подсолнечника, пальмовое масло отбирает все больше доли мирового рынка. За последние 30 лет каждое десятилетие производство удваивалось, но аналитики рассчитывают, что в ближайшие 5 лет рост производства пальмы снизится.
Одна из причин снижения - моратории на новые плантации в Малайзии и Индонезии, а также увеличение возраста деревьев на действующих плантациях, что также снижает продуктивность.
Пальмовое масло пойдет в сегмент биотоплива, а в пищевом секторе его будут замещать другие
Производство пальмового масла продолжится, но подсолнечник постепенно будет замещать его недостающие объемы так же, как и объемы других сегментов. Одновременно с этим, рост производства сои продолжится.
Ситуация с ценами на пальмовое масло также будет меняться. В целом ожидается, что цены будут колебаться, и в конечном итоге, вырастут. Производство пальмы частично будет перенаправлено в сегмент биотоплива, а спрос на пищевую пальму в Индии и Китае стагнирует, и скоро пойдет вниз.
Автор: Артем Фальчев