Почему в России не развивается органическое сельское хозяйство?
Современные сельскохозяйственные методы, нацеленные на получение высоких урожаев, не предусматривают практически никаких мер по сохранению окружающей среды. Такая практика приводит к страшным вещам, о которых аграрии слышали только на парах в Тимирязевской академии - эрозии почвы, загрязнению воды и воздуха, опустыниванию. В конечном итоге это влияет даже на глобальное изменение климата.
Органическое сельское хозяйство – это индивидуальный подход к землепользованию, в нем упор делается на сохранение природы, снижение энергопотребления и загрязнения окружающей среды. 23 мая в Комитете Госдумы по АПК прошли парламентские слушания на тему развития органического хозяйства, Milknews разобрал мировой опыт органического земледелия и изучил, как проходит принятие основного российского закона для этой смежной, но очень важной сферы.
Мировой опыт
Сегодня органика – мировой тренд. Общий международный рынок органического сельского хозяйства достиг $90 млрд, с 2002 года увеличившись на 82%. Всемирное движение за органическое сельское хозяйство (IFOAM) включает в себя более 750 организаций из 108 стран, они классифицируют органическое сельское хозяйство как систему производства, которая поддерживает состояние почв, экосистем и людей. Она учитывает местные условия и не использует вредоносные ресурсы. На данный момент почти нет научных данных о том, что органическое сельское хозяйство помогает обратить вспять процесс опустынивания, но в организации верят, что органическое земледелие – разумная альтернатива сложившимся практикам, особенно в условиях усугубляющегося климата и деградации окружающей среды.
Количество стран, которые применяют органическое земледелие больше, чем участников IFOAM – оно развито почти в 200 странах и занимает более 58 млн га.
Лидеры по производству – Западная Европа и Северная Америка, основные потребители – США, Германия, Великобритания, Франция и другие страны ЕС. В большинстве этих стран есть системы правового регулирования органического с/х, включая отдельные законы.
Главный фактор сдерживания органического земледелия в Европе – отсутствие подходящих земельных ресурсов, поэтому страны ЕС ежегодно импортируют половину потребляемой органической продукции. ФАО считает, что внедрение методов органического производства может повысить продуктивность на 116%, а доходы фермеров – в 2-3 раза. Звучит слишком оптимистично, но здесь важно уточнить, что таких показателей можно достичь, если сделать свое производство полностью независимым от удобрений, пестицидов, гербицидов, антибиотиков и т.д.
Во всем мире около 2,7 млн сельхозпроизводителей заняты в данной отрасли, а их продукты входят в топ-10 мировых потребительских трендов. Во всех развитых органической продукцией может считаться только та, которую производят с учетом международных требований и стандартов, и которая имеет сертификат, полученный у независимых органов по сертификации. Россия до такого регулирования еще не дошла.
Россия
По мнению Комитета Госдумы по АПК, органическое хозяйство у нас развито слабо, но у нас очень большие перспективы в этой отрасли - сегодня в России есть более 20 млн га сельхозугодий, которые не получали агрохимикатов за последние несколько лет, поэтому сейчас самое время начать внедрять на них органическое производство.
На самом деле Россия сейчас занимает всего 0,18% от мирового рынка органики, в стране насчитывается около 30 тысяч фермеров, позиционирующих себя как производителей органической продукции. Наш внутренний рынок органической продукции оценивается экспертами на уровне $160 млн, лишь 10% которого занимает продукция российских компаний.
Рынок органической продукции в России находится только на первоначальной стадии своего развития. Доля органических сельскохозяйственных земель в общей площади сельскохозяйственных земель пять лет назад составила - 0,07%, доля производителей сертифицированной органической продукции - 0,0004%. Тем не менее, у России здесь есть один большой плюс по сравнению с Европой, которая испытывает дефицит земель для ведения органического сельского хозяйства - у России пустует 40 млн га земли.
Тем не менее, несмотря на медленное развитие, Комитет Госдумы по АПК сразу публикует планы на экспорт. По их мнению, мировой опыт показывает, что более 70% органических площадей приходится на зерновые, и для России с ее возможностями и опытом, например, в выращивании льна – это большой потенциал для развития экспорта. Также необходимо использовать опыт в выращивании лесных ресурсов - грибов, ягод, кедровых орехов.
Владимир Кашин, Председатель Комитета Госдумы по АПК в своем выступлении на парламентских слушаниях 23 мая заявил, что наиболее важный для России экспортный рынок – это зерновые, и даже в такой традиционной российской экспортной культуре как пшеница есть возможность роста экспорта за счет использования органических технологий.
Нормативная база
Сегодня часто встречаемый термин «экологически чистые продукты», в первую очередь используется для привлечения потребителей, сам термин отражает в себе не только «экологическую безопасность» продукции, которая контролируется на всем этапе производства, но и физико-химические, органолептические и другие свойства, отвечающие принципам ведения органического сельского хозяйства.
Трудности с определением понятий экологических продуктов связаны с разными точками зрений ученых и специалистов, а также значимостью отражения двух акцентов: первый - взаимодействие с природой, второй - качество производимых продуктов.
Так или иначе, все термины: эко-, био-, органик и прочее, обозначают одно и то же - это продукты, выращенные, собранные, переработанные, упакованные в соответствие со стандартами экологического (биологического, органического) земледелия и производства.
В разных странах для обозначения практики, отвечающей принципам органического сельского хозяйства, используют различные варианты:
- «органическое» (organic) - ЕС, Украина
- «экологическое» (eco-products) - Венгрия, Дания, Испания, Литва, Польша, Словакия, Украина, Чехия, Швеция,
- «биологическое» (biological products) - Германия, Греция, Грузия, Италия, Латвия, Нидерланды, Португалия, Франция,
- «природное» (natural products) - Финляндия.
В инструкции Регламента совета ЕС по производству и маркировке органических продуктов под органическим производством понимается система управления фермой и производства продуктов питания, которая объединяет лучшие экологические методы, высокий уровень биоразнообразия, сохраняет природные ресурсы, применяет высокие стандарты защиты животных, используя только натуральные вещества для потребителей.
В России инициатива по развитию органики косвенно поддерживается Доктриной о продовольственной безопасности, наш национальный приоритет – высокие стандарты жизнеобеспечения, а их можно достичь полезными для здоровья продуктами.
Сегодня в России действуют только следующие документы по органике:
- ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации». Это межгосударственный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).
- Три ГОСТа: с порядком проведения добровольной сертификации для органического производства, правилами хранения и транспортировки, а также с терминами и определениями пищевых органических продуктов.
- Санитарные правила, в которые в 2008 году включили раздел «Санитарно-эпидимиологические требования к органическим продуктам».
Также в трех регионах России приняты региональные законы об органическом сельском хозяйстве – это Ульяновская, Воронежская области и Краснодарский край.
На сегодняшний день на федеральном уровне никак не регулируется, что можно называть органическим продуктом. Пока нет закона, Россия не может полноценно выйти на мировой рынок органики, а недобросовестным производителям ничего не мешает маркировать любую продукцию как «органическая», «экологическая» и «биологическая».
Разработка закона
Проект ФЗ «О производстве органической продукции» прошёл первое чтение в нижней плате парламента в апреле, после рассмотрения его изначального варианта было предложено внести поправки. Участники прошедшего 23 мая заседания посоветовали Федеральному Собранию доработать ФЗ в период весенней сессии 2018 года.
Закон предусматривает определения органической продукции и основных терминов, создание единого государственного реестра производителей органической продукции, требования по маркировке к органическим продуктам и господдержку для производителей органики. На парламентских слушаниях Кашин представил основные недоработки ФЗ в текущей редакции:
«Законопроект определил базовые вещи: это и сертификация, и товарный знак, и система взаимоотношений в структуре государственной власти, понятийный аппарат, информационная и методическая поддержка. Но в ходе обсуждения данной инициативы совместно с территориями и наукой, мы вышли на необходимость ее существенной доработки.
Первое - понятийный аппарат, который требует совершенствования в двух аспектах. Это разработка и включение понятия «органическое сельское хозяйство», которое является ключевым применяется во всех международных документах и доработка определения органической продукции и ее производства.
Второе – следует уточнить систему принципов органического производства. В законопроекте не учтены международные принципы, связанные с особенностями содержания, откорма животных, использования ветпрепаратов, а также с особенностями транспортировки и хранения продукции.
Третье – нужно проработать механизм подтверждения соответствия производства органической продукции с точки зрения защиты интересов потребителей.
Четвертое большое замечание касается государственной поддержки производства органической продукции. Мы считаем, что такой закон должен содержать конкретные меры поддержки, направленные на стимулирование развития органического сельского хозяйства и рынка органической продукции, на интегрирование в структуру государственной аграрной политики».
Кроме Кашина, на слушаниях свои предложения представили в департаменте аграрной политики Воронежской области. По их мнению, кроме реестра, необходимо обязательно включить меры господдержки в части субсидирования хозяйств – при наличии «Паспорта производителя органической продукции» аграрии должны получать 10-20 тыс. рублей на 1 га пашни. Такой «Паспорт производителя» должны вести профильные исполнительные органы в регионах, а торговые сети необходимо обязать выставлять органическую продукцию на отдельные витрины.
Автор: Артем Фальчев