Эконива семена

Разбор Ответы на вопросы о маркировке - 1 серия


Специалисты Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) - оператора систем маркировки и Союзмолоко провели первую сессию вопросов и ответов по маркировке молочной продукции. В ходе встречи участники ответили на вопросы о господдержке, нанесении кодов и реализации маркированной продукции. Milknews подготовил материал о наиболее важных темах, которые обсуждались на встрече. Следующая сессия вопросов и ответов пройдет 30 марта. 

Вопрос: Как получить господдержку по маркировке?

Ответ: На нанесение и приобретение кодов маркировки, а также сопровождение и поддержку программного обеспечения для маркировки будут распространены льготные краткосрочные кредиты. Льготные инвестиционные кредиты будут выдаваться на закупку оборудования для нанесения и считывания средств идентификации, внедрения аппаратного обеспечения и продуктов. Для получения подробной информации о том, какие документы необходимы для данного кредита ЦРПТ рекомендует обратиться в местный Минсельхоз и банки. 

В дальнейшем будет предусмотрено частичное возмещение прямых понесенных затрат производителям, а также обнуление ввозных пошлин и НДС на импортное оборудование для маркировки. Данные меры еще находятся в стадии обсуждения. Официальную информацию о принятых документах по поддержке производителей можно будет найти на сайте Минсельхоза. 

Вопрос: Нужно ли маркировать b2b продукцию?

Ответ: Это зависит от того, есть ли на этой продукции этикетка, которая соответствует требованию ТР ТС, то есть с указанием состава, производителя, адреса производства.  Если такая этикетка есть, то это означает, что данный товар может быть реализован конечному потребителю в розницу, и он должен быть промаркирован. Если же на товар есть только номер партии и идентификатор SKU, то он не маркируется.

Вопрос: Есть ли какие-то решения по маркировке “под ключ” от и до для малого бизнеса?

Ответ: Все решения и компании-интеграторы, чей продукт проверял ЦРПТ, можно найти на сайте. За дополнительной информацией можно обратиться по контактным адресам ЦРПТ.

Вопрос: Можно ли установить оборудование самостоятельно без участия интегратора и в этом случае претендовать на компенсацию?

Ответ: Компания может закупить оборудование самостоятельно и затем воспользоваться льготными кредитами. Документы по возмещению прямых понесенных затрат еще не приняты. 

Вопрос: Можно ли будет использовать упаковку без кода после 01.09.2021, если выбран типографский способ нанесения?

Ответ: Нет, потому что с этой даты продукция со сроком годности более 40 дней должна быть маркирована. Для того, чтобы использовать немаркированную упаковку после даты, предусмотрено решение по маркировке остатков упаковки с помощью перемотки либо стикерования, если упаковка цветная и на ней нет белого места для нанесения DataMatrix.

Вопрос: Каким образом будет проводиться гашение в школах, больницах, ларьках и рынках?

Ответ: До начала объемно-артикульного учета, то есть до 1 июня следующего года, гашение не производится. С 1 сентября 2022 года госучреждения, больницы, ларьки будут подавать сведения об объемно-артикульном выбытии. Начиная с 1 декабря 2023 года и только для товаров со сроком годности более 40 дней, будет предусмотрено поэкземплярное гашение. Система такого гашения в данный момент еще разрабатывается. 

Вопрос: Как будет реализован процесс продажи через интернет-магазины?

Ответ: Продажа через интернет-магазины для молочной продукции будет реализована так же, как и для уже запущенных товарных групп - обуви, парфюми и других товаров. При отгрузке со склада пробивается чек, где указывается код маркировки, его отдают курьеру.

Вопрос: На товаре есть этикетка, но он идет на переработку - на сырье для других производителей. Что делать в таком случае?

Ответ: Нужно гасить с пометкой “для собственного производства”. Здесь действует процесс, как и для учреждений, о которых было сказано выше. До 1 июня следующего года гашение не производится, и только с конца 2023 года для части продукции будет производится поэкземплярное гашение.

Вопрос: На кассе код не считывается, на производстве считался. Что происходит в этой ситуации?

Ответ: Необходимо разбираться, в какой момент произошло повреждение упаковки и кода. Соответственно, если это было на стороне производителя, то производитель несет ответственность, если на стороне розницы, то - магазин. В данной ситуации придется разбираться, где был допущен брак, в индивидуальном порядке. Производителю целесообразно делать выборочную верификацию нескольких кодов в рулоне для того, чтобы убедиться, что типография выполняет свои контрактные обязательства.

Вопрос: Решен ли вопрос с мораторием на штрафы?

Ответ: Пока не решен, но активно обсуждается. 

Вопрос: Срок годности готового продукта ровно 40 суток, к какой категории он относится?

Ответ: 40 суток и менее. То есть требования по обязательной маркировки вступают в силу с 1 декабря 2021 года. Категория, к которой относится продукция, всегда выбирается по минимальному значению. 

Вопрос: Было предложение вводить в оборот всю напечатанную партию кодов, сканировать только первый и последний код. Почему отказались от этой идеи?

Ответ: От этого функционала не отказывались. Он находится в активной разработке у оператора, в скором времени инструмент представят. Все участники узнают об этом. 

Вопрос: Можно ли подавать отчет о нанесении в момент отгрузки?

Ответ: Код нужно ввести в оборот до того, как машина уедет, соответственно, в момент отгрузки это делать не стоит. Не позднее момента отгрузки необходимо, чтобы отчет о вводе товара в оборот был зарегистрирован в системе, перед этим нужно подать отчет о нанесении. В программе будет функция одновременной подачи отчета о нанесении и ввода в оборот.

Вопрос: Что такое бессрочные коды?

Ответ: Коды считаются бессрочными, если предприятие отправило заказ на коды и сразу же их оплатило. В таком случае компания получает коды в электронном виде и может их использовать в любое время: хоть через полгода, хоть через год. Однако если коды не будут использованы вообще, то компенсированы они не будут.  Подобная модель используется в фармацевтической промышленности.

Вопрос: Нужно ли вводить в оборот продукцию, предназначенная к отправке на экспорт?

Ответ: Все зависит от того, помещается ли сразу данная продукция под таможенные процедуры, либо она еще будет перевозиться по России. Если речь идет о втором случае, то товар должен быть введен в оборот и промаркирован. В противном случае автомобиль могут остановить на трассе и попросить предъявить документы товар. Можно не вводить в оборот товар, подлежащий вывозу в страну, где нет маркировки. Это касается как стран ЕЭС, так и государств за его пределами. Товар подлежит маркировке, если продукт идет не только на экспорт, но и для внутреннего потребления. Стоимость кода при этом будет такая же, как и для маркировки продуктов, которые перемещаются по территории Российской Федерации, то есть 50 копеек без НДС.

Вопрос: При описании товаров требуется заполнять поле с объемом или массой товаров. Как быть с нефиксированным весом, например, если это сыр?

Ответ: В системе предусмотрено текстовое поле для этого, поэтому производитель может указать там диапазон веса. По запросу ЦРПТ может предоставить инструкцию, как это делать. 

Вопрос: На производстве в качестве наружного покрытия сырной головки используется восковое покрытие. На каждую головку наклеивается самоклеящаяся этикетка с полной информацией и кодом идентификации. При продаже в магазинах головка сыра разрезается на куски вместе с этикеткой, так как от головки ее не отклеить. Как для покупателя сохранить этикетку с DataMatrix?

Ответ: В данном случае из оборота выводится голова целиком, соответственно, результат фасовки в точке реализации маркировать не нужно. Если предприятие хочет предоставить покупателю возможность отсканировать код, то это можно сделать, например, положив этикетку под стекло на витрину. 

Вопрос: Можно ли наносить код на крышку-нахлобучку пластиковой банки?

Ответ: Если крышка прозрачная и легко отваливается, то наносить код на нее не стоит. Если это сидящая плотно крышка с дизайном, защищающая продукт от контакта с внешней средой, например, как на стаканчике с мороженым, то на нее можно наносить DataMatrix. 

Вопрос: Есть ли техническое решение нанесения кодов маркировки на металлизированную пленку для сырков?

Ответ: Для стандартных сырков по типу «Карат» и так далее используется пленка без фотометки. В дизайне сырка необходимо выделить место для DataMatrix, обязательно чтобы от края до кода оставалась пара миллиметров.

Вопрос: Есть ли техническое решение по нанесению в типографии для упаковки без фотометок?

Ответ: Нет, потому что без фотометки при заправке рулона на линию, будет непонятно, с какого места нужно начинать нанесение. Если фотометки нет, то предприятие может выбрать прямое нанесение либо фиксирование на линии.  На молочную пленку для пакетов молока, кефира термотрансфер наносит код прямо перед моментом розлива молока и спайки рукава. За подробной информацией по этому вопросу можно обратиться в ЦРПТ. 

Вопрос: При импорте молочной продукции из-за пределов стран ЕЭС, какие есть варианты по маркировке?

Ответ: Товар должен быть промаркирован до прохождения таможенных процедур. Маркировка может быть в виде этикетирование на таможенном складе либо в стране производителя. В странах ЕЭС постепенно будет вводиться маркировка, которая будет признаваться в России. 

Вопрос: Некоторое время назад обещали, что будут таможенные склады, где можно будет наносить DataMatrix код. Когда ждать?

Ответ: На текущий момент стартовала рабочая группа, в которой принимаю участие в том числе логистические и таможенные склады. Данный вопрос в обсуждении. 

Вопрос: Возможна ли струйная маркировка жестяных банок или только лазер через праймер?

Ответ: Действительно есть разные способы нанесения кода маркировки на жестяную банку, один из них - это лазерное нанесение под праймер. В данном случае используется светлая подложка, потому что алюминиевая банка дает блики при сканировании. Кроме этого, возможно нанесение на стикер. При движении по конвейеру банки крутятся, как и бутылки ПЭТ, и удобнее всего считывать сверху либо снизу. Как правило, большинство производителей выбирает считывание и нанесение сверху. Если производительность линии позволяет работать со стикерами, и предприятию так комфортнее, то метод вполне подойдет для нанесения. Каплеструй и термоструй также могут использоваться, однако у жестяной банки достаточно гладкая поверхность, и такой вид нанесения может не обеспечить нужное качество считывания. Этот способ рекомендуем заменить на один из вышеперечисленных.

Вопрос: Существует ограничение на количество заказанных DataMatrix кодов в одном заказе, планируется ли его снять? В случае заказа кодов для печати в типографии общее количество кодов по одному GTIN не может превышать 10 млн.

Ответ: Ограничение снимать не планируется, на текущий момент проблем с этим не возникало. 

Вопрос: Как будет происходить реализация товара на ярмарках после введения артикульного учета?

Ответ: По 54-ФЗ, если точка реализации освобождена от использования контрольно-кассовой техники, то маркировка не добавляет новых правил. То есть ларьки с мороженым, если они торгуют только мороженым, не должны использовать кассу, соответственно им также не нужно пробивать DataMatrix.

Вопрос:  Как поступить с маркировкой при реализации цельного молока из бочки?

Ответ: Розлив и его результат не является оборотной тарой и не маркируется.

Вопрос: Если на одной упаковке оказывается два QR кода, это проблема?

Ответ: Этот вопрос нужно обсуждать с контрагентами, которые занимаются реализацией товара. Не стоит наносить коды рядом и лучше идентифицировать код «Честного знака», чтобы кассиру было понятно, что сканировать. Иначе возникнут ситуации, когда кассиру придется закрывать рукой один штрих-код при сканировании для своей системы, а затем второй - для чека. В таких случая повышается риск попадания товара в брак. 

Вопрос: Что будет с теми, кто не успевает интегрировать оборудование по нанесению кода?

Ответ: Если предприятие не успевает к началу обязательной маркировки, это будет являться нарушением. 

Вопрос: Как маркировка повлияет на выпуск фальсифицированной продукции?

Ответ: С помощью “Меркурия” отрасли известен объем использованного сырья, в то время мы как с помощью маркировки удасться понять, сколько продукции было выпущено физически.  При сопоставлении одного значения с другим у заинтересованных участников будет возможность оценить, как обстоят дела в молочном секторе. Очень сложно будет вбросить в оборот какой-то продукт, который сделан из подозрительного сырья. Система фиксирует все, в том числе выбытие. Если по определенному производственному ВСД будет информация, что выбыло больше товара, чем производственным ВСД разрешалось, то это будет служить сигналом о проблеме. Работа систем очень сильно усложняет либо полностью закрывает возможность для нелегального оборота. Этим просто будет невыгодно заниматься.


Автор: Наталья Антонова
Теги: маркировка

2358 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ОК

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
Мастит - 9 июля
ИНТЕР ФУД УРАЛ 25.11

Маркировка
ФУ ТЕЧ УРАЛ 25.11
Подпишитесь на нашу рассылку
Рейтинг производителей


Аналитический центр Milknews
Распаковка
intekprom
Распаковка
intekprom