Подробности: Как повышение НДС сказалось на молочной отрасли
С начала 2019 года налог на добавленную стоимость в России вырос на два процентных пункта до 20%. В правительстве предположили, что такое изменение в законодательстве принесет федеральному бюджету дополнительные 620 млрд рублей в год. Многие из экспертов пришли ко мнению, что кажущееся на первый взгляд незначительное повышение налога в конечном счете выльется в кратное увеличение стоимости производства товаров. Спустя почти два месяца после вступления в силу нового закона Milknews поговорил с участниками молочного рынка и узнал, как рост НДС сказался на отрасли.
Цены растут, доходы не догоняют
В январе Росстат отчитался о 5%-ом росте цен на основные продовольственные товары, непродовольственные выросли в среднем на 4,5% по сравнению с январем 2018 года. Эксперты сошлись во мнении, что таким образом рынок реагирует на повышение НДС. С декабря 2018 года инфляция составила 1%. К прошлому году больше всего подорожали фрукты и овощи - +6,3%, яйца - +1,2% и сахар - +1%. Из непродовольственных товаров сильнее всего выросли в цене табак, бензин и лекарства. Подорожали легковые автомобили, топливо, печатные издания, уголь, мебель, косметические средства, бумажные товары, бытовая химия и товары для животных. В среднем каждый из перечисленных пунктов изменился в цене от 1 до 1,6%.
Участникам рынка приходится сталкиваться еще с одной реальностью. Доходы россиян и их покупательская способность не растут параллельно с увеличением себестоимости производства. Так, по данным доклада Минэкономразвития “Картина экономики. Январь 2019 года”, реальные доходы россиян показывают негативную динамику и снизились на 0,2% в первом месяце года. На этом сказались низкие доходы от депозитов и выросшие процентные платежи по кредитам.
В новом году россияне стали платить больше налоговых платежей - по недвижимости и на доходы. В среднем обязательные платежи увеличились на 14,8%. Темп роста заработной платы в прошлом году, по данным Института “Центр развития НИУ ВШЭ”, составил 7,4%. При этом социальные выплаты снизились на 0,3% в реальном выражении, доходы от предпринимательской деятельности и собственности упали на 1 и 9,8% соответственно. Расходы россиян на основании статистики оборота розничной торговли и платных услуг за 10 месяцев прошлого года выросли на 2,7%.
Цены на упаковку могут привести к росту цен в молочной отрасли
Рост НДС оказал давление и на структуру себестоимости производства молочных продуктов, уверены эксперты. Несмотря на то, что для молочной продукции по закону сохранилась льготная ставка НДС в 10%, некоторые участники рынка видят в новом законодательстве угрозу для своих предприятий. Почти все опрошенные Milknews участники отрасли подтвердили рост отпускных цен на составляющие производственного процесса - оборудование и упаковку.
Так, Павел Коньков, главный менеджер направления сельское хозяйство компании “Маниту Восток”, реализующей сельхозоборудование для аграриев, рассказал, что в первом квартале 2019 года компания не планирует повышения стоимости техники, в их случае телескопических погрузчиков, из-за роста НДС. “Но в дальнейшем мы будем вынуждены скорректировать цены на нашу технику”, - подтвердил эксперт.
Павел Коньков уточнил, что повышение НДС несомненно приведет к росту отпускной цены техники для дилеров. И если для них такой рост будет примерно пропорционален увеличению налога на 2 процентных пункта, то для покупателя повышение может оказаться более ощутимым. “Для конечного потребителя покупка машины и ее доставка, на стоимости которой тоже может отразиться увеличение ставки НДС, окажется немного дороже”, - уточнил представитель компании
Юрий Брагинец, президент концерна “Детскосельский”, одного из лидирующих сельхозпредприятий по производству молока в Северо-Западном регионе, в разговоре с Milknews отметил, что на себестоимости сказался не только рост НДС, но и значения отпускных цен на молоко. “Цены на молоко, к сожалению, не растут, а себестоимость растет независимо от нас”, - сказал он. Как ранее указывали аналитики Milknews, в декабре 2018 года уровень отпускных цен на молоко оказался на 2,2% ниже по сравнению с декабрем 2017 года. По прогнозам аналитиков, в 2019 году рост НДС будет способствовать увеличению закупочных цен, с одной стороны, однако сезонный рост производства вместе с сохраняющимися запасами готовой продукции и падением реальных доходов населения, с другой стороны, будут сдерживать этот процесс.
Юрий Брагинец также указал на увеличение цен на корма и горючее, которые напрямую влияют на себестоимость производства сырья. Объективно, этот бизнес, даже при сегодняшнем регулировании со стороны государства, к сожалению, не становится более привлекательным с финансовой точки зрения”, - заключил он.
Переработчики молока также увидели риски для повышения себестоимости в сопутствующих технологическому процессу товарах и услугах. Так, генеральный директор ООО “Уфагормолзавод” Ильдар Файзуллин рассказал Milknews, что поставщики поднимают цены на упаковочный материал, гофрокартон, ГСМ, а также ингредиенты для молочных продуктов. Он напомнил, что для производителей молочной продукции, относящейся к социальным товарам, в вопросе НДС сохраняется льготная ставка в 10%, поэтому само повышение налога не повлияло на себестоимость производства.
Из-за роста отпускных цен поставщиков упаковочных материалов и ингредиентов некоторые производители рассматривают возможность увеличить цену на готовую продукцию в феврале, рассказал Файзуллин. “Переработчики действуют по-разному, кто сдерживает цены, кто поднимает, некоторые начали поднимать цены в феврале, потому что невозможно держать эту ситуацию только их за счет. Соответственно, на потребителе это отразится в некотором поднятии розничных цен, хотя этого быть не должно”, - говорит он. Уровень роста цены будет зависеть от увеличения цены закупки материалов, которая отличается у каждого переработчика.
Напомним, что в январе 2019 года многие торговые сети отказывались корректировать цены в сторону повышения по заключенным договорам. “Обращаем ваше внимание на то, что с учетом условий подписанного договора поставки увеличение ставки НДС не означает, что окончательная цена товара также подлежит автоматическому увеличению”, говорилось в письме торговой сети Billa к поставщикам, передавала ранее газета “Известия”.
Александр Никитин, член совета директоров ГК “Аланталь” специализирующейся на производстве сыров, был более оптимистичен в этом вопросе. Он подтвердил, что упаковочные материалы обходятся производителям дорого и занимают значительную долю в стоимости производства готового продукта, однако его предприятие не планирует повышать отпускную цену. Никитин объяснил, что в этом случае переработчики выигрывают от повышения, так как закупают молоко-сырье у производителей с НДС в 20%, а конечный продукт реализуют по льготной ставке. “Изменений в свое ценообразование мы не вносим, мы как переработчики не пострадали, значит и потребители тоже пострадать не должны”, - сказал он.
Автор: Наталья Антонова