Кадры

Региональный обзор: Ростовская область


Ростовская область считается сильным регионом в сельском хозяйстве, но в производстве молока там не все так хорошо, как в производстве зерна. В таком климате хозяйствам гораздо выгоднее заниматься растениеводством, чем животноводством. Milknews рассказывает, что происходит в АПК региона, и кто освоил эту благодатную территорию из молочников.

Сельское хозяйство

Как и все южные территории Европейской части России, Ростовская область - зерновой регион. Это типичный растениеводческий субъект, который по объему производства традиционно соревнуется с Краснодарским краем. Более половины посевных площадей, по данным Росстата, занимает пшеница, в основном озимая. Область традиционно находится в тройке лидеров по урожаю этой культуры, а еще является одним из крупнейших производителей риса и проса в стране.

Большую часть продукции растениеводства производят в крупных агрохолдингах и фермерских хозяйствах. Благодаря этому используются современные технологии и новая техника.

Животноводство занимает примерно треть от валового объема производства сельского хозяйства, но при этом стабильно входит в десятку по стоимостному объему производства среди регионов России. В основном развито производство свинины и мяса птицы. Этой продукцией регион себя обеспечивает полностью. При этом большинство птицефабрик нуждаются в модернизации.

Молочная отрасль

Чтобы понять проблему молочной отрасли региона, достаточно посмотреть на товарность молока. Из существенного объема производства (примерно в 1 млн т в год) только около 340 тыс. т - товарное молоко, то есть чуть более 30%. Ниже товарность только в Забайкальском крае, Бурятии, Калмыкии и Тыве. Но это все депрессивные регионы, в отличие от довольно успешной Ростовской области, особенно в плане сельского хозяйства.

Причина кроется в большой доле производства молока в личных подсобных хозяйствах - они производят более 80% молока от всего объема в области. Товарность в местных сельскохозяйственных организациях очень хорошая - 98,2% в 2016 году. У ростовских фермеров она приближается к 80%, а вот в личных хозяйствах меньше половины сырого молока считается товарным.
 

Помимо товарности, важная проблема молочной отрасли региона - падение производства и поголовья. В 2000 году поголовье скота в области составлялоснизилось до 580 тысяч голов. В климатических условиях Ростовской области гораздо выгоднее выращивать пшеницу, чем производить молоко, поэтому многие хозяйства избавляются от коров и переходят на то, что приносит больше денег - зерно. В области есть порт и зерновые терминалы, и это открывает широкие возможности для экспорта. В отличие от другого крупного производителя зерна, Алтайского края, они не зажаты в рамках своего региона, и цены на зерно благодаря этому выше.

Из-за потери интереса к молочному животноводству, продуктивность коров в Ростовской области небольшая даже по российским меркам. По данным регионального минсельхоза, даже Самая большая продуктивность в области в племенном хозяйстве ООО "Вера", где бурая швицкая порода дает свыше 11000 кг молока.

Так как сырого молока в области мало, переработчики зимой вынуждены закупать молоко в соседних регионах. При этом летом местного сырого молока им хватает. Это связано с небольшими объемами переработки в Ростовской области.

Крупнейшие переработчики и производители

ООО "Дон Агро" является крупнейшим производителем сырого молока в Ростовской области. Его показатель – более 11 тыс. т молока в год. В "Дон Агро" около 2 тыс. дойных коров, общее поголовье около 4 тыс. Основной бизнес предприятия - в производстве зерновых, но при этом много внимания уделяется и производству молока. По данным сервиса проверки контрагентов "Картотека", в 2016 году выручка компании составила 1,438 млн рублей, прибыль - 230,582 млн рублей.

"Дон Агро" принадлежит компании "Тетра", куда, помимо «Дон Агро», еще входит ООО "Хэппи Кау", созданное в рамках проекта по строительству новой молочной фермы в рамках Группы.

До 2012 года "Дон Агро" была частью "Разгуляя", но потом этот актив был продан, и в настоящее время находится под управлением компании "Продальянс".

СПК "Победа" производит в 3-4 раза меньше молока, и также, как и "Дон Агро", имеет основной бизнес в производстве зерновых. В СПК девять участников, по данным Картотеки, но самая большая доля у главы хозяйства - Геннадия Мосинцева. Выручка "Победы" в 2016 году составила 347,227 млн рублей, прибыль - 31,429 млн рублей.

Сыродельный завод "Семикаракорский" компании "Фудлэнд" имеет наибольшие объемы в области. Завод может перерабатывать 430 т молока в день и сейчас расширяет производство до 550 т в день. Завод производит продукцию под брендами "Радость вкуса", "Продукты из Елани" и "Молочная станица". У "Фудлэнд" есть вторая производственная площадка в Волгоградской области - ОАО "Еланский маслосыркомбинат".

В 2016 году (последние данные) выручка завода Семикаракорский составила 3,142 млрд рублей, а прибыль - 39,346 млн рублей.

С отставанием почти в два раза идет "Мясниковский молочный завод" холдинга "Белый медведь". При этом прибыль у завода больше, чем у его более крупного конкурента - 68,545 млн руб. за 2016 год. Это при выручке в 315,866 млн рублей.

Кроме упомянутых предприятий компаний "Фудлэнд" и "Белый медведь", остальные заводы Ростовской области можно назвать мелкими, и они не входят в крупные холдинги.

Госзакупки

Ничего необычного в госзакупках Ростовской области по молоку Milknews не обнаружил. Все те же школы, садики и силовики. Разве что ФСИН не в лидерах по закупкам.

Управление образования города Волгодонска закупило молочных продуктов для детских садов на 18,758 млн рублей. Это большая закупка с широким ассортиментом. Туда входят сливочное масло, ряженка, сгущенка, молоко, кефир и все разной жирности. В конкурсе победило ООО "ЛИС" из Волгодонска, которое снизило начальную цену почти на 0,5 млн рублей. Это типичная для госзакупок молока компания: мелкая, занимается оптовой торговлей пищевыми продуктами.

"ЛИС" зарегистрирована в 2009 году и с тех пор активно участвует в госзакупках. В Картотеке есть информация об участии в 2222 конкурсах. При этом маржа у компании нетипично хорошая для активного участника госзакупок: в 2016 году, по данным Картотеки, выручка составила 61,424 млн рублей, а прибыль - 19,578 млн рублей. Обычно соотношение гораздо ниже.

Вторая по сумме закупка была сделана для Южного центра материально-технического обеспечения Федеральной службы войск Национальной гвардии. В закупку водили сгущенка и молоко на сумму 13,944 млн рублей. В конкурсе выиграла ростовская компания ООО "Соломко", снизившая цену более чем на 4,1 млн рублей. Выручка в 2016 году составила 166,448 млн рублей, прибыль - 4,205 млн рублей. С 2009 года она участвовала в 1131 конкурсе, победив примерно в половине из них.

На третьем месте закупка кефира и молока для детских садов Ростова-на-Дону. Изначальная цена была 15,760 млн рублей, но победившая ООО "Мяснофф-Дон" снизила цену до 15,6 млн рублей. Это крупный поставщик с большими оборотами и заказами. В государственных закупках компания участвует редко: всего 139 конкурсов с 2007 года. Выручка за 2016 году - 1,091 млрд рублей, прибыль - 13,541 млн рублей.

Андрей Дахнович, коммерческий директор компании "Фудлэнд" (Еланский маслосыркомбинат, Семикаракорский сыродельный завод):

Производство сырого молока в Ростовской области имеет ярко выраженный сезонный характер, соответственно, в летний период времени объем производства молока в области соответствуют объемам переработки. В зимний период времени переработчикам Ростовской области не хватает свежего молока-сырья, и они вынуждены покупать его, в том числе за пределами области, а также использовать восстановленное сырье. Крупнейшими переработчиками молока в области являются ОАО сыродельный завод "Семикаракорский" (ТМ "Радость вкуса") и ЗАО "Молочный завод "Мясниковский" (ТМ "Белый медведь"). По объему выпуска готовой продукции эти предприятия в разы опережают всех остальных переработчиков молока области вместе взятых.

Потенциальная мощность ОАО сыродельный завод "Семикаракорский" будет составлять 550 тонн в сутки после реконструкции, которая в настоящий момент ведет предприятие. Его запуск намечен на конец апреля этого года. ЗАО "Молочный завод "Мясниковский" имеет потенциал по переработке молока порядка 150 тонн в сутки.

Предпосылки для появления третьего крупного переработчика молока в регионе не очевидны из-за общего дефицита производства сырого молока. И, в первую очередь, это связано с особенность Ростовской области как сельскохозяйственного региона, так как, в первую очередь, аграрии делают ставки на производство растениеводческой продукции, пшеницы, злаковых, подсолнечника.


 

Генеральный директор Vatel Marketing Роман Калинин

Особенности региона (Ростов на дону-Южный федеральный округ):

  • нехватка качественного сырья , необходимого для производства сыров,
  • сложившиеся традиции сыроделия

Пример того, как региональный производитель становится успешным федеральным игроком рынка сыров -сыродельный завод «Семикаракорский». Сыродельный завод «Семикаракорский» — крупнейшее перерабатывающее предприятие Ростовской области по производству молочной продукции. Производственные мощности завода позволяют перерабатывать около 500 т молока в сутки. Предприятие занимает шестое место по производству сыра и сырного продукта в России.

По нашему мнению, «ключевые составляющие» успеха данного предприятия в том, что это «правильный маркетинг» : правильный сбалансированный ассортимент/структурированный портфель брендов/релевантный категории и рынку дизайн /федеральная дистрибьюция).

1) у предприятия есть стратегия-специализация на производстве «денежноемких» видов молочной продукции: сыров, масла сливочного, сметаны;

2) определена «локомотивная» категория-сыры и сырные продукты

3) качество продукции:

А) «технологическое»: Производство продукции сертифицировано по системе ХАССП и стандартов серии ИСО 9001 и 22000. Она предусматривает осуществление контроля на всех этапах технологического процесса.

Б) потребительское, подтвержденное независимыми потребительскими экспертизами

4) правильно сформирован и структурирован ассортимент приоритетной категории (сыров и сырных продуктов): продукция представлена во всех ценовых сегментов : от эконом-сегмента (сыры плавленые), средний ценовой сегмент («классические/сортовые» виды-«Российский», «Тильзитер» и др и премиум сегмент-- сыров оригинальных , можно сказать, «авторских» рецептур , разработанных технологами предприятия) ;

5) Структурированный портфель брендов. Четкое позиционирование каждой из торговых марок предприятия:

  • Торговая марка «Радость вкуса» -«флагманский» бренд компании федеральной дистрибьюцией. «Позиционируется как натуральные сыры и молочные продукты, созданные в России по мировым стандартам». Под этой маркой выпускаются продукты среднего ценового сегмента.
  • Торговая марка «Львиное сердце» (суббренд корпоративной марки «Радость вкуса») -«эксклюзивные» сыры премиум сегмента.
  • ТМ «Продукты из Елани» - «живая классика»-региональный бренд, под которым выпускаются классические виды молочной продукции;
  • ТМ «Молочная станица» - бренд, под которым выпускаются продукция эконом-сегмента, а именно сырные продукты и спреды. Концепция бренда «Молочная станица» пример правильного позиционирования, того, как «минус превратить в плюс» . Производитель позиционирует эту торговую марку, как продукцию, которая «создана для людей, которые следят за фигурой и тех, кто предпочитает здоровое питание (позиционирование), ведь она отличается присутствием в своем составе жиров растительного происхождения» . (текст с сайта предприятия).ТМ «Молочная станица» имеет уникальное позиционирование, поскольку практически все производители молочных продуктов стараются завуалировать наличие растительных жиров.

    6) «следование рыночным трендам»: это касается и обновления ассортимента, и дизайна, и видов фасовки сыров , и дистрибьюции

7) Дистрибуция - это то, что обеспечивает предприятию «место в пуле лидеров среди сыродельческих заводов»

Предприятие имеет федеральную дистрибуцию, сыры представлены в таких сетях, как «Пятерочка», «Перекресток», «Метро», «Магнит», «Лента», «Ашан» и ид.

Генеральным дистрибьютором предприятия является компания «ТД Фудлэнд», являющийся одним из самых крупных российских дистрибьюторов молочной продукции.


 

Карточка региона

Объем производства молока (2016)  1088 тыс т 
Объем производства товарного молока (2016)  344,6 тыс т 
Товарность (2016) 31,7%
Доля в РФ (товарное молоко) 1,7% 
Место в РФ (по товарному молоку) 24
Поголовье (2016) 280,3 тыс голов 
Молочная продуктивность коров (2017)  около 5000 кг/год 
Введено в строй новых или модернизированных стойломест (2016) 600
Объем производства цельномолочной продукции в пересчете на молоко (2016) 99,317 тыс. т
Объем производства сыров и продуктов сырных, в пересчете на молоко (2016) 101,525 тыс. т
Объем производства масла сливочного, в пересчете на молоко (2016) нет данных
Потребление молока на душу (2016) 252,7  кг/год
Глава региона   Голубев Василий Юрьевич
Орган управления АПК Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
Руководитель органа управления АПК  Рачаловский Константин Николаевич
Контакты Телефонный справочник
1520231400

5462 просмотра

День поля
День поля
Комментарии
СОЮЗНАБ
Долголетие Мустанг
День поля

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
СМЕТАНА ГЛАВНАЯ

кизель-март 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
ВК ВИДЕО
Дзен
ВК ВИДЕО