Эконива семена

Подробности Как Россия вошла в топ-15 экспортеров детского питания


По данным исследования Streda Consulting, Россия в прошлом году заняла 14-е место в мире по экспорту заменителей грудного молока. При этом игроки рынка не останавливаются на достигнутом и строят новые производственные мощности. О том, как развивается рынок Milknews рассказал в новом материале. 

Сколько и куда экспортируем

В 2019 году наша страна была на 18-м месте среди стран-экспортеров заменителей грудного молока, напоминает управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев. В 2020-м Россия нарастила экспорт на 6 тыс. т и переместилась сразу на 14-е место с объемом 22,9 тыс. т. Однако совокупные объемы поставок на внешние рынки российского детского питания все еще остаются незначительными в сравнении с мировыми грандами индустрии из ЕС и Океании. Так, тройка лидеров – Нидерланды, Франция и Ирландия – экспортировали в прошлом году 237 тыс. т, 175 тыс. т и 134 тыс. т соответственно, не сильно отстает от них Новая Зеландия с объемами поставок на внешние рынки в 123,5 тыс. т. Однако в 2020-м Россия смогла обойти практически все страны Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, лишь немного уступив Тайланду.

По данным Streda Consulting, основные экспортные объемы России традиционно сосредоточены в странах постсоветского пространства, которые закупают около 85% продукции. Крупнейшими потребителями российских детских сухих молочных смесей являются Казахстан и Узбекистан, которые закупили в 2020-м соответственно 6,6 тыс. т и 5,4 тыс. т. Однако география экспорта постепенно расширяется и диверсифицируется, в частности стоит отметить, что третьим по объему экспортным рынком стал Вьетнам, куда из России было поставлено 2,5 тыс. т, а в целом отечественная продукция поставляется в 28 стран.


 

Независимый эксперт Алексей Лысяков соглашается, что сегодня Россия в основном поставляет ЗГМ в страны СНГ, но перспективными рынками сбыта считает Пакистан, Нигерию, Вьетнам и, возможно, Беларусь. Ранее Milknews публиковал интервью с Алексеем Лысяковым. 

“В Беларуси жесткая протекционистская политика по отношению к местному производителю «Беллакт» - его поставки на экспорт обеспечивают 45% продаж, 70% из которых приходится на Россию, однако эту ситуацию можно преодолевать”, - отмечает Лысяков.

О том, как развивается рынок детского питания в России, Milknews писал в отдельном материале

Ключевые игроки 

Ключевыми производителями детских сухих молочных смесей в России являются компании Nutricia (входит в Danone Group, бренды Nutrilon, “Малютка”, “Малыш”), Nestle (бренды NAN, Nestogen и Alfare) и “Инфаприм” (бренд Nutrilak). Остальные игроки – Abbot (Similak), Frieslandcampina (Friso), HIPP, Valio, Hero Group (Semper) – импортируют свою продукцию для российского рынка.

Nutricia

  Danone Nutricia Logo Png

 

Nutricia начала работать в России в 1994 году, в 1995 году был приобретен завод по производству детского питания в городе Истра (Московская область), а в 2012 году компания завершила глобальную реконструкцию площадки со строительством нового производственного комплекса, оснащенным современным лабораторным комплексом и полностью закрытыми и автоматизированными производственными линиями, соответствующих европейским стандартам безопасности производства и качества выпускаемой продукции.Nutricia открыла новый производственный комплекс на заводе в г. Истре

Сейчас 85% продукции завода поставляется на российский рынок, 15% экспортируется на рынки стран СНГ, преимущественно в Казахстан и Украину. 

По данным специалистов Nutricia, до открытия в этом году на заводе дополнительной производственной линии мощности предприятия составляли 18 тонн молочной смеси в год и 8 тонн каш в год. Новая производственная линия обеспечит выпуск дополнительно 4,4 тыс. тонн готовой продукции в год.

- Запуск новой производственной линии по изготовлению детских молочных смесей Nutrilon в современной технологичной упаковке EasyPack на заводе “Истра-Нутриция” состоялся в мае. Это следующий шаг в реализации инвестиционного проекта компании Danone Nutricia по локализации производства детского питания в России. Запустив новую линию, мы не только наращиваем производство, но и уменьшаем вред окружающей среде, еще больше снижая углеродный след - примерно на 10%, - и упрощаем логистическую цепочку. А наши потребители получают привычные высококачественные смеси в современной упаковке российского производства, - делится представитель компании.

Nestle

Фабрика «Нестле» в Вологде начала работу в 2003 году, а с 2005 года предприятие стало выпускать детские каши под брендом Nestle. В 2019 году на площадке было запущено производство завершающего цикла по выпуску сухих детских смесей Nestogen мощностью 25 тыс. т продукции и инвестициями порядка 2 млрд. руб. В сентябре прошлого года компания подписала соглашение с правительством Вологодской области о намерении вложить 3,5 млрд руб. в строительство новой фабрики, которая будет осуществлять полный цикл производства и позволит полностью локализовать производство сухих детских смесей в России. «В рамках нового проекта Nestle станет первым в России глобальным производителем, построившим в стране фабрику полного цикла для производства сухих детских смесей», — сообщалось ранее в пресс-релизе концерна. Ожидаемый срок окончания строительства — 2022 год, фабрика будет производить детские смеси под брендом Nestogen.В Вологде состоялось открытие фабрики "Нестле" по производству сухих  детских смесей

InfaPrim

InfaPrim 

“Инфаприм” - единственная в этом списке компания с российскими корнями, существует на рынке более 15 лет. На ПМЭФ-2021 компания подписала соглашение с правительством Московской области о реконструкции завода в г. Истра по производству сухих адаптированных молочных смесей и сухой «молочной основы». Объем производства составит 16,6 тыс. т в год. Планируемый объем инвестиций - 3,8 млрд рублей. Строительство завода началось в IV квартале прошлого года и завершится во II квартале 2023 г. Продукцию завода планируется поставлять во все регионы РФ и страны СНГ: Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Армения, Грузия, Азербайджан, Беларусь, Молдова.

Перспективы

Алексей Груздев уверен, что ввод в эксплуатацию новых мощностей по производству ЗГМ и развитие производства компонентов будет способствовать укреплению позиций России на мировом рынке и дальнейшему наращиванию экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью. 

При этом помимо Nestle и “Инфаприм”, строительство завода полного цикла по производству ЗГМ в России также планирует британский холдинг United Green Group (UGG). Соглашение между Multi Nutrition и правительством Московской области, при участии ВЭБ.РФ, подписано в рамках ПМЭФ в прошлом году. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 8,7 млрд руб., мощность производства — до 15 тыс. тонн продукции в год.

Лысяков напоминает, что недавно была создана дорожная карта по развитию производства ЗГМ в России из отечественного сырья, и сейчас она активно реализуется. В частности, была введена новая мера господдержки - возмещение САРЕХ на производство сырьевых компонентов для ЗГМ, что должно дополнительно стимулировать инвесторов наращивать производство ЗГМ и его компонентов в России. 

- Развитие производства ЗГМ в нашей стране очень важно. Пандемия показала, что мы можем вообще остаться без этого продукта. Нам повезло, и дефицита не случилось, а ведь наличие на рынке ЗГМ для некоторых детей может стать вопросом жизни и смерти. Поэтому необходимо, чтобы хотя бы 70% продукции изготавливалось здесь. И в скором времени, полагаем, с учетом новых мощностей упомянутых компаний, мы выйдем на эти показатели.

По прогнозам независимого эксперта, потребление ЗГМ внутри страны продолжит сокращаться вместе с рождаемостью, а экспорт, напротив, будет увеличиваться. 

- Российские компании производят продукцию высокого качества, которая конкурентоспособна на мировом рынке. 

В Nutricia отмечают, что возмещение САРЕХ на производство сырьевых компонентов для ЗГМ – положительная мера, которая повышает инвестиционную привлекательность таких проектов, однако локальное производство компонентов для детских сухих смесей нуждается в развитии, и отрасли необходимо предложение достаточных объемов высококачественного сырья. По мнению представителя компании, производство детских сухих смесей в России является перспективным – это подтверждают инвестиционные проекты Danone Nutricia.

Ранее Milknews публиковал материал о трендах на рынке детского питания. 


Автор: Елена Максимова
Теги: Россия Молоко

2714 просмотров

MN В FB

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
ЦРПТ
ИНТЕР ФУД УРАЛ 25.11

Маркировка
ФУ ТЕЧ УРАЛ 25.11
Подпишитесь на нашу рассылку
МЕГАМИКС 30.06


Аналитический центр Milknews
Распаковка
Сочи 10 сент.
Распаковка
Сочи 10 сент.