компоненты

Подробности Как Россия вошла в топ-15 экспортеров детского питания


По данным исследования Streda Consulting, Россия в прошлом году заняла 14-е место в мире по экспорту заменителей грудного молока. При этом игроки рынка не останавливаются на достигнутом и строят новые производственные мощности. О том, как развивается рынок Milknews рассказал в новом материале. 

Сколько и куда экспортируем

В 2019 году наша страна была на 18-м месте среди стран-экспортеров заменителей грудного молока, напоминает управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев. В 2020-м Россия нарастила экспорт на 6 тыс. т и переместилась сразу на 14-е место с объемом 22,9 тыс. т. Однако совокупные объемы поставок на внешние рынки российского детского питания все еще остаются незначительными в сравнении с мировыми грандами индустрии из ЕС и Океании. Так, тройка лидеров – Нидерланды, Франция и Ирландия – экспортировали в прошлом году 237 тыс. т, 175 тыс. т и 134 тыс. т соответственно, не сильно отстает от них Новая Зеландия с объемами поставок на внешние рынки в 123,5 тыс. т. Однако в 2020-м Россия смогла обойти практически все страны Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, лишь немного уступив Тайланду.

По данным Streda Consulting, основные экспортные объемы России традиционно сосредоточены в странах постсоветского пространства, которые закупают около 85% продукции. Крупнейшими потребителями российских детских сухих молочных смесей являются Казахстан и Узбекистан, которые закупили в 2020-м соответственно 6,6 тыс. т и 5,4 тыс. т. Однако география экспорта постепенно расширяется и диверсифицируется, в частности стоит отметить, что третьим по объему экспортным рынком стал Вьетнам, куда из России было поставлено 2,5 тыс. т, а в целом отечественная продукция поставляется в 28 стран.


 

Независимый эксперт Алексей Лысяков соглашается, что сегодня Россия в основном поставляет ЗГМ в страны СНГ, но перспективными рынками сбыта считает Пакистан, Нигерию, Вьетнам и, возможно, Беларусь. Ранее Milknews публиковал интервью с Алексеем Лысяковым. 

“В Беларуси жесткая протекционистская политика по отношению к местному производителю «Беллакт» - его поставки на экспорт обеспечивают 45% продаж, 70% из которых приходится на Россию, однако эту ситуацию можно преодолевать”, - отмечает Лысяков.

О том, как развивается рынок детского питания в России, Milknews писал в отдельном материале

Ключевые игроки 

Ключевыми производителями детских сухих молочных смесей в России являются компании Nutricia (входит в Danone Group, бренды Nutrilon, “Малютка”, “Малыш”), Nestle (бренды NAN, Nestogen и Alfare) и “Инфаприм” (бренд Nutrilak). Остальные игроки – Abbot (Similak), Frieslandcampina (Friso), HIPP, Valio, Hero Group (Semper) – импортируют свою продукцию для российского рынка.

Nutricia

  Danone Nutricia Logo Png

 

Nutricia начала работать в России в 1994 году, в 1995 году был приобретен завод по производству детского питания в городе Истра (Московская область), а в 2012 году компания завершила глобальную реконструкцию площадки со строительством нового производственного комплекса, оснащенным современным лабораторным комплексом и полностью закрытыми и автоматизированными производственными линиями, соответствующих европейским стандартам безопасности производства и качества выпускаемой продукции.Nutricia открыла новый производственный комплекс на заводе в г. Истре

Сейчас 85% продукции завода поставляется на российский рынок, 15% экспортируется на рынки стран СНГ, преимущественно в Казахстан и Украину. 

По данным специалистов Nutricia, до открытия в этом году на заводе дополнительной производственной линии мощности предприятия составляли 18 тонн молочной смеси в год и 8 тонн каш в год. Новая производственная линия обеспечит выпуск дополнительно 4,4 тыс. тонн готовой продукции в год.

- Запуск новой производственной линии по изготовлению детских молочных смесей Nutrilon в современной технологичной упаковке EasyPack на заводе “Истра-Нутриция” состоялся в мае. Это следующий шаг в реализации инвестиционного проекта компании Danone Nutricia по локализации производства детского питания в России. Запустив новую линию, мы не только наращиваем производство, но и уменьшаем вред окружающей среде, еще больше снижая углеродный след - примерно на 10%, - и упрощаем логистическую цепочку. А наши потребители получают привычные высококачественные смеси в современной упаковке российского производства, - делится представитель компании.

Nestle

Фабрика «Нестле» в Вологде начала работу в 2003 году, а с 2005 года предприятие стало выпускать детские каши под брендом Nestle. В 2019 году на площадке было запущено производство завершающего цикла по выпуску сухих детских смесей Nestogen мощностью 25 тыс. т продукции и инвестициями порядка 2 млрд. руб. В сентябре прошлого года компания подписала соглашение с правительством Вологодской области о намерении вложить 3,5 млрд руб. в строительство новой фабрики, которая будет осуществлять полный цикл производства и позволит полностью локализовать производство сухих детских смесей в России. «В рамках нового проекта Nestle станет первым в России глобальным производителем, построившим в стране фабрику полного цикла для производства сухих детских смесей», — сообщалось ранее в пресс-релизе концерна. Ожидаемый срок окончания строительства — 2022 год, фабрика будет производить детские смеси под брендом Nestogen.В Вологде состоялось открытие фабрики "Нестле" по производству сухих  детских смесей

InfaPrim

InfaPrim 

“Инфаприм” - единственная в этом списке компания с российскими корнями, существует на рынке более 15 лет. На ПМЭФ-2021 компания подписала соглашение с правительством Московской области о реконструкции завода в г. Истра по производству сухих адаптированных молочных смесей и сухой «молочной основы». Объем производства составит 16,6 тыс. т в год. Планируемый объем инвестиций - 3,8 млрд рублей. Строительство завода началось в IV квартале прошлого года и завершится во II квартале 2023 г. Продукцию завода планируется поставлять во все регионы РФ и страны СНГ: Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Армения, Грузия, Азербайджан, Беларусь, Молдова.

Перспективы

Алексей Груздев уверен, что ввод в эксплуатацию новых мощностей по производству ЗГМ и развитие производства компонентов будет способствовать укреплению позиций России на мировом рынке и дальнейшему наращиванию экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью. 

При этом помимо Nestle и “Инфаприм”, строительство завода полного цикла по производству ЗГМ в России также планирует британский холдинг United Green Group (UGG). Соглашение между Multi Nutrition и правительством Московской области, при участии ВЭБ.РФ, подписано в рамках ПМЭФ в прошлом году. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 8,7 млрд руб., мощность производства — до 15 тыс. тонн продукции в год.

Лысяков напоминает, что недавно была создана дорожная карта по развитию производства ЗГМ в России из отечественного сырья, и сейчас она активно реализуется. В частности, была введена новая мера господдержки - возмещение САРЕХ на производство сырьевых компонентов для ЗГМ, что должно дополнительно стимулировать инвесторов наращивать производство ЗГМ и его компонентов в России. 

- Развитие производства ЗГМ в нашей стране очень важно. Пандемия показала, что мы можем вообще остаться без этого продукта. Нам повезло, и дефицита не случилось, а ведь наличие на рынке ЗГМ для некоторых детей может стать вопросом жизни и смерти. Поэтому необходимо, чтобы хотя бы 70% продукции изготавливалось здесь. И в скором времени, полагаем, с учетом новых мощностей упомянутых компаний, мы выйдем на эти показатели.

По прогнозам независимого эксперта, потребление ЗГМ внутри страны продолжит сокращаться вместе с рождаемостью, а экспорт, напротив, будет увеличиваться. 

- Российские компании производят продукцию высокого качества, которая конкурентоспособна на мировом рынке. 

В Nutricia отмечают, что возмещение САРЕХ на производство сырьевых компонентов для ЗГМ – положительная мера, которая повышает инвестиционную привлекательность таких проектов, однако локальное производство компонентов для детских сухих смесей нуждается в развитии, и отрасли необходимо предложение достаточных объемов высококачественного сырья. По мнению представителя компании, производство детских сухих смесей в России является перспективным – это подтверждают инвестиционные проекты Danone Nutricia.

Ранее Milknews публиковал материал о трендах на рынке детского питания. 

1624863961

Автор: Елена Максимова
Теги: Россия Молоко

20792 просмотра

MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Мороженое
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен