компоненты

Подробности: проблемы российского бизнеса в докладе Титова президенту


Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей РФ Борис Титов представил Владимиру Путину ежегодный доклад о положении дел с правами человека в области предпринимательской деятельности???. Кроме доклада Титов представил президенту "Реестр проблем российского бизнеса" и попросил его дать поручение продолжить работу над докладом на базе аналитического центра при правительстве.

"Эта межведомственная рабочая группа, которая работала над нашим докладом по развитию несырьевого сектора, продолжить работу этой межведомственной рабочей группы. Там работают представители всех министерств и ведомств, которые заинтересованы, Центрального банка, бизнеса и эксперты, чтобы уже проработать все наши предложения и потом на комиссии правительства дать окончательные предложения по поручению", - пояснил он. Путин поддержал предложение бизнес-омбудсмена.

Milknews собрал основные положения доклада, связанные с вопросами взаимодействия бизнеса и власти, в том числе в сфере АПК и продовольственного ритейла.
 
Административные штрафы для МСП    

Бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает в два раза сократить размер административных штрафов для субъектов малого и среднего предпринимательства по статьям, не связанным с причинением вреда жизни и здоровью, говорится в докладе.
 
По мнению Титова, цель государственного контроля и надзора - не выявить нарушения и наказать, а не допустить причинения вреда???. "Любое выявленное при проверке нарушение — провал государственного контроля и надзора", - считает он.

Титов в докладе предлагает "сократить размер административных штрафов для субъектов МСП в два раза (по статьям, не связанным с причиненным вредом жизни и здоровью)". Он также считает нужным ограничить число плановых проверок — не более двух проверок в год одного субъекта предпринимательской деятельности и не более одного раза в три года одним органом КНД.

Кроме того, по мнению бизнес-омбудсмена, необходимо расширить практику "предупреждения" как первой меры наказания вместо штрафов по всем нарушениям, кроме уже повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан.

По мнению Титова, необходимо реализовать пилоты по переосмыслению моделей регулирования и КНД для ряда сфер, где ситуация "критическая": сфера экологии, строительства, ветеринарного и фитосанитарного надзора, промышленной и трудовой безопасности, ловля рыбы, производство и реализация рыбопродуктов.

Применение к предпринимателям статьи УК РФ о преступном сообществе   

Борис Титов предлагает не применять к бизнесу статью УК РФ о преступном сообществе, говорится в докладе.
 
В документе омбудсмен отмечает, что активизировалась практика дополнительного вменения статьи 210 УК РФ "Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)" по уголовным делам об экономических преступлениях, когда признаки сообщества обусловлены обычной деятельностью организации???.

Это, по его словам, в частности, позволяет преодолеть ограничения на избрание меры пресечения, а также обосновать необходимость продления сроков предварительного следствия. В дальнейшем это приводит к значительному увеличению назначаемых судом сроков наказания, а также к отбыванию предпринимателями наказания в местах лишения свободы, предназначенных для лиц, совершивших особо тяжкие преступления (в том числе насильственные).

В этой связи Титов предлагает "исключить применение статьи 210 УК РФ по уголовным делам, возбужденным по факту либо в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности".

Штрафы за технические ошибки в пенсионной отчетности   

Предпринимателей массово привлекают к ответственности за незначительный пропуск сдачи отчетности в сфере обязательного пенсионного страхования или за технические ошибки в отчетности, говорится в докладе Бориса Титова.
 
"Предприниматели массово привлекаются к ответственности за незначительный пропуск сдачи отчетности в области обязательного пенсионного страхования либо технические ошибки в отчетности", - говорится в документе.

В настоящее время законодательством предусмотрена двойная форма юридической ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных подпунктами 2-2.2 статьи 11 федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Мировые судьи в 2018 году рассмотрели 474 647 дел об административных правонарушениях по статье КоАП, которая касается нарушений в этой сфере. Это 6,8% общего объема дел об административных правонарушениях, рассмотренных мировыми судьями и судами общей юрисдикции в 2018 году. При этом штрафам подверглись 364 657 лиц (77%).

Заморозка счетов бизнеса налоговыми органами    

Налоговые органы в настоящее время могут по избыточно широкому перечню оснований приостанавливать операции по счетам предпринимателей, говорится в докладе.
 
"Приостановление налоговыми органами операций по счетам в банках по избыточно широкому перечню оснований парализует деятельность предпринимателей", - говорится в документе.

В настоящее время у налоговых органов в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса РФ существует целый ряд оснований для приостановки операций по счетам налогоплательщиков: неуплата налогов; несдача налоговых деклараций; несоблюдение правил электронного документооборота; неподтверждение приема документов от налоговой в электронном виде; несдача 6-НДФЛ; результаты выездной проверки (как обеспечительная мера к противодействию сокрытия имущества); несвоевременная сдача расчета по страховым взносам.

"Приостановление операций по счетам приводит к невозможности осуществления расчетов с контрагентами, погашения кредитов, приобретения сырья, оплаты коммунальных расходов, выплаты заработной платы и так далее", - отмечает бизнес-омбудсмен. В случае несогласия с решением налогового органа налогоплательщик может обжаловать его в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе, напоминает Титов.

"Судебные разбирательства длятся годами, в это время предприятие лишается права нормально работать - производить расчеты с персоналом, поставщиками, производить платежи в бюджет и так далее. При этом решения, принятые судами в пользу предпринимателей, не дают возможности восстановить деятельность предприятия в прежнем режиме", - говорится в докладе.

Мораторий на новые неналоговые платежи не работает

Проблема роста фискальной нагрузки за счет увеличения размеров и введения новых обязательных неналоговых платежей регулярно озвучивается начиная с 2014 года представителями бизнеса, но до сих пор так и не решена, говорится в докладе.

"Для решения данной проблемы неоднократно давались поручения президента и председателя правительства Российской Федерации, при этом проблема так и не была решена. Объявленный мораторий на введение новых неналоговых платежей по факту не действует, единые правила установления и регулирования неналоговых платежей не приняты", - отмечается в докладе.

В документе также говорится, что нарастающий "санкционный уклон" налогового законодательства повышает риски осуществления предпринимательской деятельности.

Как отмечается в докладе, отсутствие в законодательстве четких критериев допустимого уменьшения налогов приводит к непредсказуемости налоговых обязательств, препятствует формированию доверия бизнеса к государственным институтам, делает невозможными планирование инвестиций и устойчивое развитие бизнеса.

Авторы документа также обращают внимание, что под видом выявления схем дробления бизнеса налоговыми органами применяется не предусмотренный действующим законодательством метод доначисления налогов, пеней и штрафов. При этом обстоятельства, с которыми налоговые органы связывают схемы "дробления бизнеса", зачастую основаны не на нормативном регулировании, а на субъективной оценке со стороны проверяющих, четкой методики так и не разработано. Кроме того, приостановление налоговыми органами операций по счетам в банках по избыточно широкому перечню оснований парализует деятельность предпринимателей.

Как говорится в докладе, утрата возможности применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД) сделает бизнес для многих предпринимателей не выгодным и повлечет его массовое закрытие и уход предпринимателей в тень.

Авторы документа напоминают, что с 1 января 2021 года отменяется ЕНВД, который применялся с 1999 года и за это время "стал оптимальной системой налогообложения малого бизнеса, удобной для применения и простой для налогового администрирования".

"При условии резкого снижения покупательской способности, увеличения НДС, прожиточного минимума, иных расходов, переход с ЕНВД на иные системы налогообложения может повлечь закрытие малого и среднего бизнеса. При этом ни один из режимов налогообложения, на которые в дальнейшем планируется перевести налогоплательщиков, не способен полноценно заменить ЕНВД", - говорится в документе.

Возврат предпринимателей в Россию

Институт уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей работает над 37 заявками предпринимателей, желающих вернуться в Россию, говорится в докладе.
 
"В адрес уполномоченного обратились предприниматели, ранее осуществлявшие деятельность на территории России, но вынужденно находящиеся за ее пределами в силу обстоятельств, связанных с уголовным преследованием. Они были объявлены в международный розыск, им заочно была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Заявители выражают желание вернуться в Россию для участия в завершении расследования, однако им требуются гарантии неприменения в отношении них такой меры пресечения, как заключение под стражу", - отмечается в документе.

Всего в институт уполномоченного поступило 64 обращения. Работа по 27 заявителям завершена, в отношении 17 из них не усмотрено оснований для обращения в госорганы. При этом в работе остаются 37 заявителей.

В докладе Титов предлагает усилить надзор за законностью и обоснованностью решений следователей об объявлении в международный розыск и возбуждении перед судом ходатайств о заочном избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, чтобы избежать таких мер в отношении лиц, которые не скрываются от следствия и чье местонахождение известно.

Также, по мнению, бизнес-омбудсмена, необходимо проанализировать законность и обоснованность отказов органов следствия в ходатайствах о возобновлении предварительного расследования после предоставления подозреваемым сведений о своем местонахождении.

Полномочия прокуратуры

Борис Титов предлагает расширить полномочия органов прокуратуры при возбуждении уголовных дел, говорится в докладе.

В докладе отмечается, что практика возбуждения уголовных дел по фактам гражданско-правовых споров до сих пор "не изжита", а 80% обращений в институт уполномоченного по защите прав предпринимателей содержат жалобы на неправомерное возбуждение уголовного дела???.

Кроме того, отмечается, что возбуждение уголовных дел в отношении неустановленных лиц из числа руководителей юридического лица (даже в случае, если руководитель всего один), несмотря на формальное соблюдение закона, приводит к нарушению права на их защиту.

В этой связи в докладе предлагается "дополнить УПК РФ нормой, запрещающей возбуждение уголовных дел по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме между хозяйствующими субъектами и не признанных судом недействительными".

Также Титов считает важным "расширить полномочия органов прокуратуры: предусмотреть утверждение прокурором постановления о возбуждении уголовного дела". Ранее он заявлял, что следователь не должен возбуждать уголовные дела без разрешения прокуратуры. В докладе он также предлагает предусмотреть в УК право прокурора выносить решение о прекращении уголовного дела по результатам рассмотрения обвинительного заключения при наличии оснований для этого.

Бизнес-омбудсмен также считает необходимым возложить на органы прокуратуры ведение государственного учета преступлений (реестр) с единой системой регистрации. По его мнению, она позволит прослеживать движение по уголовному делу, что существенно повысит прозрачность и контролируемость процесса, послужит снижению коррупционных рисков и предупреждению нарушений.

Закупки госкомпаний

Действующий закон о закупках госкомпаний и госкорпораций создает невыгодные условия для отечественных производителей по сравнению с импортерами, говорится в докладе.

"Отсутствие ограничительных мер в отношении иностранных товаров, работ, услуг в рамках закупок по 223-ФЗ, создает невыгодные экономические условия для отечественных производителей по сравнению с импортерами, увеличивает зависимость отечественной экономики от иностранных товаров, работ, услуг", - сообщается в документе.

В докладе отмечается, что закон 44-ФЗ о контрактной системе, который регулирует в целом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, наделяет правительство РФ полномочиями применять такие эффективные меры для поддержки российских товаропроизводителей, как запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничение допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

А закон 223-ФЗ, который регулирует закупки отдельных юридических лиц – госкорпораций, госкомпаний и их "дочек", таких положений не имеет, отмечает уполномоченный.

Кроме того, Титов отмечает, что существование множества нормативно-правовых актов с различными требованиями по одним и тем же аспектам регулирования допуска иностранных товаров для закупок вызывает трудности в их применении у лиц, ответственных за осуществление закупок, и, как следствие, приводит к многочисленным нарушениям.

"На сегодняшний день действует пять постановлений правительства Российской Федерации, устанавливающих запреты на допуск иностранной продукции, шесть постановлений правительства Российской Федерации, устанавливающих ограничения допуска, и один приказ Минфина России, устанавливающий условия допуска иностранных товаров. Указанные нормативно-правовые акты содержат сходные механизмы, однако соответствие товаров требованиям подтверждается разными документами, установлены разные схемы компоновки лота, установлены разные особенности исполнения контракта", - говорится в докладе.

Отчетность аграриев в Росстат    

Российские аграрии жалуются на большой объем отчетности, которую они обязаны передавать в Росстат, говорится в докладе.
 
"В соответствии с действующим законодательством сельхозтоваропроизводители обязаны передавать чрезмерный, экономически не обоснованный объем отчетности в органы статистики???. При этом зачастую отчеты в Росстат подлежат сдаче ежемесячно, по каждому подразделению организации отдельно", - сообщается в документе.
В результате, указано в докладе, одна организация с пятью филиалами ежегодно предоставляет в органы статистики до 120 отчетов.

Согласно закону об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ, респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статданные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
"При этом отсутствуют какие-либо ограничения по "отчетной нагрузке" на одну организацию-респондента. При таких условиях, помимо около 60 форм статистического наблюдения, которые заполняются всеми субъектами экономической деятельности, по сельскому хозяйству предусмотрено дополнительно 20 форм статистического наблюдения", - добавлено в документе.

При этом за непредставление отчетов в органы статистики Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает штрафы.

ЕГАИС для мини-пивоварен и малых производителей сидра

Внедрение системы ЕГАИС ставит на грань выживания мини-пивоварни, микро- и малых производителей сидра, говорится в докладе.

"Мини-пивоварни, микро- и малые производители сидра после внедрения системы ЕГАИС при реализации этих продуктов и увеличения акцизного сбора фактически не выдерживают фискальной нагрузки, что ставит их на грань выживания и выталкивает предпринимателей в теневой сектор", - отмечается в документе.

Кроме того, бизнес-омбудсмен обращает внимание на вопрос реализации алкогольной продукции через интернет. "Фактическая продажа всех видов алкогольной продукции дистанционным способом через интернет при действующем запрете создает огромный теневой рынок, растущий с каждым днем и угрожающий не только здоровью, но и жизни людей", - считает Титов.

"Как показывает практика, бороться с нелегальным рынком в этой области одними силовыми методами невозможно и бесперспективно. Интернет-торговля всеми видами товаров, включая алкогольную продукцию — это реалии уже сегодняшнего дня во всем мире, включая Россию", - говорится в докладе.

Отсутствие минимальных цен на вино
 
Отсутствие минимальных цен на вино и винные напитки приводит к ежегодному росту контрафактной и нелегальной продукции, говорится в докладе.
 
"Отсутствие минимальных цен на указанные виды алкогольной продукции ежегодно приводит к росту контрафактной и нелегальной продукции, увеличивает количество теневых производителей и продавцов винодельческой продукции, а также в ущерб развитию отечественного виноделия создает преференции для импортеров винодельческой продукции низкого качества", - отмечается в документе.
 
Кроме того, по данным составителей доклада, в связи с отсутствием минимальных цен на вино, ликерное и фруктовое вино и винные напитки формируются условия для неравной конкуренции между производителями вина из винограда, выращенного в России, и производителями винных напитков.
 
"Практика применения минимальных розничных цен (МРЦ) в других сегментах алкогольной продукции показала существенное снижение производства и продажи нелегальной продукции, угрожающей здоровью и жизни людей, многократное снижение коррупциогенности оптового и розничного звеньев", - говорится в докладе.
 
Среди других проблем винодельческой отрасли в докладе отмечаются высокие издержки, связанные с производством продукции. Из-за этого, по мнению составителей документа, российская продукция характеризуется низкой конкурентоспособностью по сравнению с импортируемой в Россию бутилированной продукцией. В результате за последние три года доля рынка российской винодельческой продукции сократилась почти на 20%. При этом страны, импортирующие продукцию в Россию, осуществляют прямое субсидирование издержек своих производителей винодельческой продукции в объеме до 50%. 
 
Запрет на штрафы за недопоставку товаров
 
Запрет на взимание штрафов за недопоставку товаров, регулирование торговой наценки и ряд других законодательных инициатив, относящихся к торговле и обсуждаемых в 2018 году, ударят по торговым сетям и поставщикам, говорится в докладе.
 
"Среди озвученных в течение 2018 года и относящихся к торговле законодательных инициатив: запрет на взимание штрафов за недопоставку товаров, регулирование торговой наценки, запрет торговли в гипермаркетах по выходным дням, запрет предприятиям торговли на мелкооптовую реализацию продовольственных товаров, запрет производства продуктов питания под собственной торговой маркой и другие. Реализация таких инициатив ударит не только по торговле, но и по интересам отечественных поставщиков, сузит для них каналы реализации выпускаемой продукции (например, у каждой крупной торговой сети около 400 поставщиков товаров под собственной торговой маркой)", - поясняется в докладе.
 
В нем подчеркивается, что эти инициативы предлагаются в то время, когда еще не проведена оценка фактического воздействия Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (закон "О торговле", регулирующий отношения поставщиков и крупных сетей - прим. ТАСС), с принятием которого серьезно выросла рыночная сила крупных поставщиков продовольственных товаров, в том числе зарубежных.
 
Стейки с «кровью»
 
Борис Титов предлагает официально разрешить российским ресторанам подавать стейки прожарки «Rare», «Medium Rare» и «Medium», что не допускается действующими санитарными нормами для общепита.
 
Авторы доклада выяснили, что  действующие санитарные нормы в РФ запрещают подавать мясо «с кровью», а также строганину. Титов предлагает исключить эти требования, поскольку предприниматели и так обязаны иметь ветеринарное свидетельство, гарантирующее безопасность продуктов.

Среди избыточных требований в докладе также назван запрет для предприятий общепита принимать некультивируемые грибы, в частности, белые и лисички. Кроме того, российским предприятиям в этой сфере нельзя иметь объединенный туалет для работников и посетителей, а объединять мангал и зал для готовки с залом для питания могут только кафе сети «Макдональдс».

«Предприятия общественного питания находятся до сих пор под давлением морально устаревших, избыточных требований, «доставшихся в наследство» от советской модели контроля работы типового предприятия, работающего в сфере питания времен СССР», - отмечают авторы доклада.

Среди таких устаревших требований авторы исследования называют норму, устанавливающую температуру салатов в российских заведениях общественного питания не ниже 10 градусов, а температуру супов и горячих блюд - не ниже 75 градусов.

«За новый временной этап были разработаны еще дополнительные требования, за которые отдельно взятое предприятие не может отвечать, например, за температуру воды из-под крана», - говорится в документе. Температура горячей воды в кране ресторана должна быть не менее 65 градусов, при том, что это находится вне компетенции предприятия, отмечает бизнес-омбудсмен.
 
Легализация «котокафе»

Борис Титов предлагает официально разрешить в России так называемые "котокафе" - заведения, где посетители могут перекусить и пообщаться с кошками, при условии что все животные будут привиты и здоровы.

В докладе приводятся примеры избыточных требований, которые сейчас предъявляются к российскому бизнесу.

По данным бизнес-омбудсмена, действующие в России санитарные нормы для заведений общепита содержат огромное количество таких устаревших требований, которые остались со времен советской модели контроля "типового предприятия, работающего в сфере питания времен СССР".

В частности, эти правила, не допускают содержания животных в залах для посетителей. Запрет распространяется не только на кошек и собак: по действующим нормам рестораны и кафе не вправе держать даже рыбок в аквариумах и птиц в клетках.

Между тем так называемые "котокафе", где посетители могут заказать перекус и пообщаться с животными, набирает популярность в мире. Несколько таких заведений ранее появлялись и в России, но были закрыты по требованию органов надзора.

Авторы доклада предлагают отменить этот запрет, установив требования к здоровью животных и наличию у них прививок.
 
Подготовлено по материалам информагентств

1559038217

бизнес

2757 просмотров

2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы