Стратегия ЗОЖ: Пищевые продукты


25 января в Общественной палате прошли общественные слушания на тему: «Проблемы и перспективы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения». Milknews изучил сформулированные по итогам рекомендации и разобрал, что предусматривает стратегия ЗОЖ в области пищевых продуктов.
 
Стратегия ЗОЖ
Проектом, направленным на формирование здорового образа жизни в России является «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», в него заложены меры по формированию приверженности населения к здоровому питанию, борьбе с формированием вредных привычек, а также мотивации граждан к занятиям спортом. Стратегия должна на 25% сократить смертность россиян от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, диабета и заболевания органов дыхания.  

25 января в Общественной палате прошли общественные слушания на тему: «Проблемы и перспективы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения». В слушаниях приняли участие представители Минсельхоза, ФАС, Роспотребнадзора, Торгово-промышленной палаты, РСПП, «Деловой России» и других организаций экспертного сообщества. Минздрав приглашение на мероприятие проигнорировал.

В ходе съезда участники единогласно дали отрицательную оценку проекту в текущем виде, т.к., по их мнению, стратегия должна отражать системный подход, а не предлагать меры, которые не только не позволяют достичь поставленных целей, но и могут повлечь за собой негативные последствия для продовольственного рынка. Участники слушаний выделили основные аспекты, на которых необходимо сконцентрировать внимание:

  • Повышение доступности продуктов, составляющих сбалансированный рацион питания
  • Популяризация ЗОЖ
  • Снижение потребления табачной и алкогольной продукции
  • Повышение физической активности граждан
  • Формирование у потребителей привычки к сбалансированному и рациональному потреблению питания

По данным, представленным в тексте проекта, более половины всех смертей россиян в 2014 году были вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сегодня среди всех граждан (здоровых и больных) частота высокого сердечно-сосудистого риска составляет у мужчин – 53,3 %, у женщин – 37,7 %. По мнению Минздрава, главными причинами проблем со здоровьем являются вредные привычки и отсутствие рационального питания, плохая экология и отсутствие физических нагрузок.

Для борьбы с нездоровым питанием ведомство предлагало:

  • организовать сети столовых и кафе со здоровой и диетической едой. Для граждан, которые находятся за чертой бедности, обслуживание там может быть бесплатным.
  • законодательно предоставить налоговые льготы производителям продуктов здорового питания
  • ограничить время показа на российском ТВ рекламы вредной еды (сладкие газированные напитки, чипсы, фастфуд, шоколадные батончики, другие кондитерские изделия с избыточным содержанием жира и сахара, колбасные изделия)
  • ввести акцизы на вредные продукты (акцизы на сладкие напитки обсуждают уже долгое время, но не так давно ФАС эту идею поддерживать отказалось).

 
Критика

Президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков отмечает, что продукты разделены на «вредные» и «полезные» по непонятным критериям. Используемая терминология позволяет отнести молочную продукцию с небольшим содержанием жирности к здоровым продуктам, а с большим – к вредным, поясняет исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин неоднократно заявлял, что министерство против инициативы регулирования рекламы тех или иных продуктов. По его словам, «не дело Министерства здравоохранения определять, какие продукты рекламировать, а какие продукты не рекламировать. Если идти в этой логике, то рекламировать можно будет только диетический творог. Люди сами должны отдавать себе отчет в том, что они делают и что они потребляют. Допускать диктат медиков над уже повседневным поведением обычных граждан - это чрезмерно». Главной проблемой проекта по мнению Минкомсвязи является то, что на настоящий момент стратегия предполагает дискриминацию отдельных пищевых продуктов (она содержит положения, согласно которым некоторые продукты признаются способствующими развитию заболеваний).

В отчете Общественной палаты по итогам слушаний указано, что международная практика показывает, что ограничение рекламы и продажи продукции на основе её несоответствия ЗОЖ не дает результатов, т.к. не меняет потребительское поведение. Кроме того, ограничения продажи фактически безопасных товаров лишь приведут к увеличению потребления суррогатной продукции.

Участники рынка, в свою очередь, предлагают пересмотреть эту политику и уделять больше внимания популяризации здорового питания и поощрению выпуска продуктов данной категории, и считают, что если принять стратегию в том виде, в котором она есть сейчас, Российская Федерация утратит репутацию производителя качественной и безопасной пищевой продукции на мировом рынке. Одновременно с этим, сам рынок не стоит на месте: компании-производители голосуют за саморегулирование, т.к. они сами вводят стандарты для пищи, основанные на данных ВОЗ, Европейского агентства по безопасности продуктов питания и других ведомств, и придерживаются принципов социально-ответственного маркетинга.

Представители потребительского рынка отметили, что популяризация ЗОЖ невозможна без повышения доступности товаров здорового питания и повышения доходов населения. В документе есть пункт о пересмотре потребительской корзины, ФАС назвал его бесполезным – по мнению ведомства, потребление тех или иных продуктов в большей степени зависит от материального положения потребителя, чем от актуализации потребительской корзины.

Министерство экономического развития вслед за ФАС и ОП также раскритиковало проект стратегии Минздрава по формированию здорового образа жизни из-за отсутствия финансово экономических расчетов. Минздрав считает, что выполнение стратегии не потребует дополнительных трат из бюджета, но расчетов, подтверждающих это, в документе нет.

В Минэкономразвития увидели в стратегии предложения, которые «определенно потребуют дополнительных денег»: «Расширение обязательств государства по бесплатному обеспечению граждан в настоящее время не представляется возможным, поскольку не обеспечено источниками финансирования», - пришло к выводу Минэкономразвития. Речь идет о лекарствах для новых категорий пациентов (сейчас предусмотрено лекарственное обеспечение для лечения определенных болезней и для некоторых льготных категорий граждан).
 
Что нужно менять
В целом, исходя из мнения всех участвующих ведомств, стратегию необходимо дорабатывать – в первую очередь, в области ограничительных и запретительных мер к отдельным группам продуктов питания.
Например, по документу необходимо ограничить продажу т.н. «сладких напитков» рядом с общеобразовательными учреждениями – такая размытая формулировка может привести к запрету продуктов с добавлением вообще любого количества сахара.

Подобные нестандартизированные термины встречаются в проекте повсеместно – например, ограничение «фруктовых и ягодных напитков» может привести к запрету вообще всей продовольственной группы, потому что без учета особенностей производства нектаров и сокосодержащих вся группа напитков может не соответствовать продуктам здорового питания. Аналогично неясно, что понимается под абстрактной формулировкой «вредные продукты питания» и «переработанные мясопродукты».
В области табачной и алкогольной продукции также существует множество несоответствий - в документе фигурируют термин «наносящие вред здоровью товары», в то время как по техническому законодательству до реализации допускаются только безопасные для здоровья товары.
Ранее Минздрав заявлял, что в стратегии ЗОЖ отсутствуют понятия «вредный» и «полезный», однако по итогам Общественных слушаний, которые состоялись неделей позже, претензии к терминологии остались.

579 просмотров
Меркурий
Комментарии
Молочные Сессии 3
Вебинар Телята
топ 15 проектов
Война на полках

Подпишитесь на еженедельный дайджест

ATL

ATL

Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Молочная Бизнес Академия