компоненты

Росстат: производитель получает 42% от цены пакета молока


По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году в структуре розничной цены 1 л молока около 42% формируют сельхозтоваропроизводители, еще 38% – перерабатывающие предприятия и около 20% – сфера обращения, из которых около 6% добавляет посредническое звено, 14% - организации розничной торговли. Milknews проанализировал затраты на производство пачки молока и выяснил, как девальвация рубля влияет на каждую из статей расходов.

Прибыль, получаемая участниками всех уровней (сельхозпроизводитель, перерабатывающее предприятие, розничная сеть) составляет около 18% розничной цены товара, в том числе прибыль сельхозпроизводителя – около 10%, перерабатывающего предприятия и розничной сети – по 4%. 

Сельскохозяйственные товаропроизводители

Основными статьями затрат сельскохозяйственных производителей являются расходы на корма (33% от конечной стоимости товара), а также расходы на оплату труда с отчислениями (15%), электроэнергию и нефтепродукты (около 6%), содержание основных средств (11%).

Некоторые из указанных статей затрат характеризуются сравнительно низкой волатильностью в течение года и относительно слабой восприимчивостью к конъюнктурным изменениям в мировой экономике в краткосрочном периоде, в том числе прямое влияние изменения курсов мировых валют на указанные статьи затрат в сельском хозяйстве достаточно мало. Так, относительно стабильными в краткосрочном периоде являются затраты на оплату труда, электроэнергию и нефтепродукты, а возможные изменения по указанным статьям, как правило, укладываются в рамки инфляционных процессов и являются ожидаемыми.

Другие статьи затрат, такие как расходы на корма, напротив, как правило, подвержены влиянию мировой конъюнктуры, и такой фактор, как, например, курс рубля по отношению к другим валютам, играет существенную роль в формировании затрат на приобретение импортных производственных ресурсов. Совокупные затраты на содержание основных средств (около 11% затрат сельхозпроизводителей) также могут варьироваться в зависимости от курса рубля по отношению к доллару и евро (особенно на модернизированных фермах, где затраты на ремонт и обслуживание импортного оборудования могут существенно увеличиться в связи с девальвацией национальной валюты и необходимостью закупки импортных комплектующих и запасных частей к оборудованию).

Таким образом, на себестоимость сельскохозяйственной продукции в большей степени влияют объективные факторы, связанные с фундаментальными или конъюнктурными изменениями в экономике, при этом влияние субъективных факторов ценообразования (в том числе закладываемая норма прибыли) на этапе производства сельскохозяйственной продукции является минимальным, так как сельхозтоваропроизводитель является самым первым звеном в формировании добавочной стоимости продовольственного товара, а конечная цена на него, как правило, ограничивается покупательной способностью населения, что существенно ограничивает возможности сельхозтоваропроизводителя по повышению эффективности производства за счет повышения цен на отпускаемую продукцию.

Перерабатывающие предприятия

Второе звено цепочки формирования стоимости продовольственного товара – перерабатывающие предприятия. В структуре затрат этого звена, помимо затрат на основной вид сырья, ведущую роль играют общепроизводственные и общехозяйственные расходы, заработная плата персонала, расходы на топливо и энергию, а также коммерческие расходы. Большинство из этих статей затрат формируются исходя из технологических особенностей производства и мало подвержены изменениям в краткосрочном периоде.
Однако, следует обращать внимание на затраты, осуществляемые переработчиками по статье «Коммерческие расходы» (около 5% розничной цены). Коммерческие расходы представляют собой расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д. и могут включать в себя дополнительные маркетинговые расходы переработчиков по продвижению товара, например, на выстраивание взаимоотношений с розничными сетями, то есть плату за возможность реализовывать свою продукцию в тех или иных торговых сетях, за расширение ассортимента реализуемой продукции, за маркетинговые услуги по продвижению товаров, и выплату бонусов торговым сетям за достижение определенных показателей объемов реализуемой через торговую организацию продукции. В данном случае коммерческие расходы могут занимать столь большую долю (около 12% от стоимости основного вида сырья, для сравнения) в связи с высокой конкуренцией на рынке молочных продуктов среди перерабатывающих предприятий как за конечных потребителей, так за условия размещения в торговых сетях.

Посредническое звено

Существует два вида посредников: посредники при доставке сельскохозяйственной продукции от сельхозтоваропроизводителей до перерабатывающих предприятий и посредники, действующие при доставке продукции перерабатывающих предприятий в организации розничной торговли. В обоих случаях сфера посредничества не является объектом статистического наблюдения напрямую.

Оборот посреднического звена составляет около 6% конечной цены товара, что связано с недостаточно выстроенными отношениями участников процесса (сельхозпроизводитель, перерабатывающее предприятие и точки розничной продажи готовой продукции).

Среди молочной продукции наиболее высокого значения по сравнению с остальными товарами этой группы доля оборота посреднического звена может достигать для сыров (12%) и творога (10%). Применительно к сырам это может быть вызвано достаточно большими сроками хранения, а также высокой молокоемкостью и капиталоемкостью сыра, что делает его привлекательным в качестве инвестиционного товара.

Оборот посреднического звена (для обоих видов посредников) представляет собой сравнительно «не прозрачную» сферу добавления стоимости конечной продукции ввиду отсутствия данных о структуре затрат этого звена от первоисточника, а также из-за достаточно хорошей способности реагирования на изменения конъюнктуры рынка. В краткосрочном периоде расценки посредников могут варьироваться очень значительно и не всегда могут быть объясняемы объективными причинами.

Организации розничной торговли

Организации розничной торговли формируют торговую надбавку как часть розничной цены товара. Для молока она составляет около 12% розничной цены и может включать в себя расходы на оплату труда торговых работников, амортизацию основных производственных фондов, расходы на хранение, транспортировку, рекламу, отчисления на социальные нужды и потери в пределах установленных норм. Все эти затраты отражены в статье «Затраты организаций розничной торговли по доставке и продаже товара».
Исходя из представленных данных, формируемых Росстатом, не представляется возможным раскрыть подробную структуру затрат организаций розничной торговли и, следовательно, оценить обоснованность формируемой ими торговой надбавки, однако даже по ряду отмеченных направлений расходов (реклама, упаковка) можно выявить высокую зависимость стоимости от рыночной конъюнктуры.

Таким образом, наиболее потенциально зависимыми от краткосрочных конъюнктурных изменений мировых рынков являются такие сферы формирования розничной цены готовой продукции, как посредническое звено и сфера розничной торговли.

Вместе с тем для эффективного регулирования молочного рынка со стороны государства необходимо создать условия для формирования потребительского спроса и обеспечения доходности производителей и переработчиков молока.  При этом контроль каждого из этапов формирования добавочной стоимости готовой продукции может оказаться неэффективным и безрезультатным ввиду наличия серьезного риска увеличения доли фальсификата молочной продукции. 

1446803884

просмотров: 5014
Комментарии
Мороженое
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен