компоненты

«Дочка» Mars и X5 вошли в тройку лидеров среди самых экологичных компаний России по версии Forbes


Журнал Forbes опубликовал рейтинг 30 самых экологичных отечественных компаний. В этом году в тройку лидеров вошли российская «дочка» корпорации Mars, занявшая первое место, и ритейлер X5 Retail Group, расположившийся на третьей позиции. Milknews узнал, какие еще компании сферы АПК и продовольственного ритейла вошли в список.
 
1. Mars

Управляющие: Махер Батруни и Валерий Щапов
Отрасль: Пищевая промышленность
Выручка в 2019 году: 139,2 млрд. руб.
Снижение вреда: 65,4
Экологическая политика: 87
Использование ресурсов: 81,1
Эксперты: 10
Итоговый балл: 60,9

Корпорация Mars управляет в России десятью фабриками по производству кондитерских изделий, жевательной резинки и кормов для домашних животных. Первое место в рейтинге им обеспечили высокие затраты на экологию и подход к обращению с отходами. С 2015 года российские фабрики не вывозят отходы на полигоны, сжигая только около 10%. Остальное идет на переработку или полезное использование, например как корм для продуктивных животных. К 2025 году Mars планирует перейти на стопроцентно перерабатываемую или повторно используемую упаковку, к 2040-му — на 100% возобновляемые источники энергии.
 
3. X5 Retail Group

Управляющий: Игорь Шехтерман
Отрасль: торговля
Выручка в 2019 году: 1734 млрд рублей
Снижение вреда: 57,2
Экологическая политика: 75
Использование ресурсов: 50
Эксперты: 50
Итоговый балл: 58,1

Рашид Исмаилов из Российского экологического общества называет X5 Retail Group лидером по экологизации ретейла в России. В конце 2020 года группа утвердила стратегию устойчивого развития, согласно которой планирует к 2023 году сократить на 10% выбросы парниковых газов, увеличить до 40% долю пригодных к переработке пищевых продуктов и до 50% долю собственных торговых марок в экологичной упаковке. В супермаркетах стоят фандоматы для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок, а покупателей стимулируют пользоваться многоразовыми сумками.

11. «Магнит»

Управляющий: Ян Дюннинг
Отрасль: торговля
Выручка в 2019 году: 1368,7 млрд рублей
Снижение вреда: 51,9
Экологическая политика: 85,6
Использование ресурсов: 50
Эксперты: 20
Итоговый балл: 51,9

К 2025 году второй ретейлер России планирует на 30% сократить выбросы парниковых газов, на 25% — расход воды и энергии и обеспечить сбор и переработку 100% пластика в магазинах и распределительных центрах. Михаил Замарин называет фишкой «Магнита» популяризацию бережливого потребления через акции с другими компаниями: «С Unilever, P&G и Vakinoagro они собирают пластик, с компанией Henkel — пластиковые крышечки. P&G, «Магнит» и Фонд дикой природы России призывают перейти на стирку и мытье посуды при более низкой температуре, сокращать выбросы».

20. Метро Кэш энд Керри

Управляющий: Мартин Шумахер
Отрасль: торговля
Выручка в 2019 году: 208 млрд рублей
Снижение вреда: 69
Экологическая политика: 45
Использование ресурсов: 72,5
Эксперты: 10
Итоговый балл: 49,1

В конце 2020 года международная мелкооптовая сеть Metro в шестой раз была включена в индекс Dow Jones Sustainability, в том числе благодаря климатической стратегии. Сеть может влиять на поставщиков и покупателей: например, для клиентов из отрасли HoReCa у Metro есть руководство по созданию экологически чистых ресторанов. В России Metro сокращает продажи пластиковой упаковки, продает одноразовую экопосуду, передает на утилизацию батарейки, обеспечивает слепых людей работой через проект «Авоська дарит надежду».
 
24. «Фосагро»

Управляющий: Андрей Гурьев (младший)
Отрасль: химпром
Выручка в 2019 году: 248,1 млрд рублей
Снижение вреда: 30,7
Экологическая политика: 71,3
Использование ресурсов: 76,8
Эксперты: 10
Итоговый балл: 47,2

«Фосагро» может стать бенефициаром так называемого антикадмийного регулирования — с 2020 года в Евросоюзе ограничивается оборот удобрений с высоким содержанием тяжелых металлов, например кадмия, мышьяка и свинца. «Фосагро» уделяет много внимания вопросам устойчивого развития, хотя у компании есть проблемы с регулярным пылением нефелиновых «хвостов», отмечает Семен Калмыков из Bellona. В 2021 году комбинат «Апатит» начал закупать электроэнергию у гидростанций ТГК-1, закрыв 60% своих мощностей зеленой энергией.

25. «Уралкалий»

Управляющий: Виталий Лаук
Отрасль: химпром
Выручка в 2019 году: 180,2 млрд рублей
Снижение вреда: 68,3
Экологическая политика: 67,4
Использование ресурсов: 43,1
Эксперты: 10
Итоговый балл: 47,2

Один из крупнейших производителей удобрений в 2017 году поставил цель — к 2022-му сократить потребление энергии и водозабор на 10%. В 2017–2019 годах они сократились на 6,5% и 9,8% соответственно. В конце 2020 года «Уралкалий» получил свой первый ESG-рейтинг от агентства S&P Global. Рейтинг составил 52 балла при среднем показателе для компаний химпрома 36 баллов. В 2021 году компания планирует разработать систему углеродного менеджмента.
 
26. ПК «Балтика»

Управляющий: Ларс Леманн
Отрасль: пищевая промышленность
Выручка в 2019 году: 76 млрд рублей
Снижение вреда: 56,3
Экологическая политика: 58,2
Использование ресурсов: 62,3
Эксперты: 10
Итоговый балл: 46,7

Пивоваренная компания «Балтика» — часть Carlsberg Group, она управляет заводами в восьми городах России. У компании амбициозные цели — на 100% исключить выбросы углерода и вдвое сократить потери воды на пивоварнях к 2030 году и на 100% использовать энергию из возобновляемых источников к 2022 году. Компания следит за экологическим следом по всей производственной цепочке — от выращивания экологически чистых сортов ячменя и снижения пробега автопарка до закупки экологичных холодильников в торговые точки.
 
27. «Макдоналдс»

Управляющий: Марк Карена
Отрасль: пищевая промышленность
Выручка в 2019 году: 103,3 млрд рублей
Снижение вреда: 40,7
Экологическая политика: 66,7
Использование ресурсов: 63,7
Эксперты: 10
Итоговый балл: 45,3

Глобальное обязательство McDonald’s — к 2025 году производить бумажную и пластиковую упаковку из вторичного сырья. К концу 2020 года цель достигнута на 86%. Компания следит за тем, чтобы поставщики соблюдали стандарты устойчивого развития вплоть до гуманного обращения при выращивании кур. «Использование уникального оборудования в ресторанах «Макдоналдс» позволяет контролировать энергозатраты, экономить водные ресурсы и минимизировать отходы, — перечисляет Семен Калмыков из Bellona. — Например, более 80% всех фритюрниц — это фритюрницы с пониженным использованием масла».

Как считали

Осенью 2020 года при подготовке рейтинга лучших работодателей России Forbes попросил 200 крупнейших компаний страны подробно рассказать об экологическом следе, который они оставляют. Эти данные использовались при составлении рейтинга самых экологичных компаний. В лонг-лист рейтинга вошли 60 компаний с максимальными баллами по экологическим метрикам.

Все метрики для рейтинга экологичных компаний разделили на четыре группы с одинаковым весом 25%: «Снижение вреда», «Экологическая политика», «Использование ресурсов» и «Экспертная оценка». Прежде чем сравнивать компании по первым трем метрикам, разделили их по отраслям, внутри них и проводили сравнение. По подавляющему количеству параметров использовался метод z-оценки, позволяющий определить, насколько то или иное значение отличается от среднего в выборке, которое мы приняли равным 50 баллам.

1. В блоке «Снижение вреда» компании оценивались исходя из уровней и динамики выбросов парниковых газов, оксида азота и диоксида серы, а также величины выплат за негативное воздействие на окружающую среду. Все показатели учитывали в отношении к выручке компаний.

2. В блоке «Экологическая политика» половину балла давали расходы компании на охрану окружающей среды в отношении к выручке. Вторая часть балла зависела от того, насколько компания заботится об экологическом следе, который оставляет: есть ли у нее экологическая политика (в том числе в публичном доступе), содержит ли она количественные показатели, достигаются ли они, использует ли компания альтернативные и возобновляемые источники энергии, какую долю отходов отправляет на переработку, инвестирует ли в зеленые проекты (например, для финансовых организаций оценивали объем инвестиций в такие проекты, в случае ритейла или производителей потребительских товаров нтересовало наличие перерабатываемой или многоразовой упаковки) и пр.

3. В блоке «Использование ресурсов» компании оценивались исходя из уровней и динамики потребления воды и энергии. Все показатели учитывали в отношении к выручке компаний.

4. Экспертов попросили выбрать из лонг-листа не более 10 компаний, которые, по их мнению, лучше других соответствуют следующим критериям: 

— компания снижает вред окружающей среде;
— компания бережно и рационально использует природные ресурсы;
— компания инвестирует в передовые экологические технологии или выпускает экологичные товары.
 

1614583982


Теги: бизнес экология

4987 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен