Подробности НИФИ Минфина: российский бизнес будет тратить на цифровую маркировку 1,5 трлн рублей в год


В случае введения обязательной цифровой маркировки на все товары затраты бизнеса составят более 1,5 трлн рублей в год. С экономическими трудностями столкнутся более 39 тыс. предприятий. Средний вклад маркировки в рост цен на все товары оценивается в 5,4%. К таким выводам пришли эксперты Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ. Milknews изучил доклад и публикует его основные тезисы. 
 

Маркировка создаст проблемы для бизнеса


С 1 июня 2020 года цифровая маркировка товаров станет обязательной. Сейчас в список подлежащих маркировке товаров входят табак, духи, обувь, шины и пневматические покрышки, фотокамеры, лампы-вспышки и некоторые изделия легкой промышленности. С 2020 года обязательной маркировке будут подлежать лекарства, а с 1 июня 2020 года - готовая молочная продукция. С 2024 года в России должна заработать единая система маркировки всех товаров народного потребления.

С 15 июля 2019 года в России проходит эксперимент по маркировке ряда видов молочной продукции, он должен завершиться 29 февраля 2020. По состоянию на январь 2020 года в эксперименте принимают участие 111 производителей молочной продукции, 37 предприятий исследовано оператором ЦРПТ на предмет готовности к внедрению маркировки. 

Многие компании в молочной отрасли недовольны предлагаемым нововведениям и предполагают, что маркировка создаст значительные проблемы для бизнеса. Перерабатывающим заводам придется закупить дорогостоящее оборудование, в том числе принтеры, сканеры, стабилизаторы, а также программное обеспечение. Стоимость доукомплектации одной линии в Союзмолоко оценили в 4,5-10,5 млн рублей, склада - 1,3-2,3 млн рублей. 

Помимо этого, много вопросов у участников рынка вызывает нанесение предлагаемых регулятором двухмерных кодов в формате Data Matrix. Многие предприятия не смогли найти подходящий для упаковки молочных продуктов метод нанесения или поставщиков готовой упаковки. По прогнозам отраслевого союза, предприятиям потребуется тратить 540 млн рублей на печать кодов. Подробнее о затратах компаний и расчетах отраслевого союза Milknews публиковал отдельный материал
 

Маркировка не поможет собрать налоги и обелить рынок


Результаты исследования НИФИ Минфина показали, что введение цифрового маркирования товаров приведет к негативным экономическим последствиям как для бизнеса, так и для потребителей. Покупателям придется столкнуться с повышением цен на товары. По прогнозам экспертов, в среднем на продовольственном рынке ежегодное увеличение цен только от маркировки составит 4,7% в год  в ближайшие 10 лет. 



Бизнес ждет увеличение издержек. “В особой группе риска будет находиться малый бизнес, не обладающий достаточными финансовыми ресурсами для осуществления расходов, связанных с маркировкой товаров. В результате доля малого бизнеса в экономике будет снижаться”, - говорится в докладе. В год бизнес будет тратить до 1,5 трлн рублей на маркирование товаров.

С 2020 по 2030 годы только продовольственный сегмент потратит 10 301 млрд рублей на приобретение цифровых кодов у оператора, 2 416 - на обслуживание систем маркировки, амортизацию оборудования, цифровую печать и производство товаров, код которых не пройдет считывание в системе идентификации. Еще 3 393 млрд рублей составят расходы на этапе логистики, а также затраты оптовой и розничной торговли. 

Каждое предприятие по производству пищевых продуктов в сегменте малого бизнеса, начиная с 2020 года, будет тратить на маркировку по 1 млн рублей ежегодно. При этом издержки отразятся на них сильнее, чем на средних и крупных компаниях, в силу того, что затраты составят более существенную долю в инвестициях и в себестоимости продукции, говорится в докладе. 

“Отрицательные результаты экономической деятельности могут показать более 39 тыс. малых предприятий производственного сектора из-за отсутствия достаточной финансовой базы для осуществления расходов на маркировку”, - указали авторы исследования. По оценкам экспертов, потенциальные выпадающие доходы бюджета от закрытия или от отрицательных результатов малых предприятий составят 96,3 млрд рублей. 

Маркировка не приведет и к фактическому росту налоговых доходов для бюджетной системы. Краткосрочный положительный бюджетный эффект прироста доходов будет вызван исключительно переложением расходов на маркировку в конечные цены товаров. 


В то же время предполагаемые выгоды от обеления рынка авторам исследования не очевидны. По их словам, конкурентное преимущества после внедрения маркировки получат именно производители фальсификата за счет увеличения валовой маржи по сравнению с “белым” бизнесом. При этом уровень качества готовой продукции новая система контролировать не будет. 

Добросовестные производители, в свою очередь, не только понесут затраты на внедрение маркировки, но и получат дополнительную административную нагрузку. “Государство пытается ввести дополнительный механизм контроля, не отказываясь и от старых”, - подчеркнули авторы исследования. 

Авторы доклада видят целесообразным использовать маркировку только в отношении определенных групп товаров, которые имеют повышенный риск для жизни и здоровья людей. Для уже предложенной системы маркировки эксперты предлагают провести анализ экономической обоснованности и целесообразности по сравнению с альтернативами. По их мнению, нужно учесть международный опыт, а также затраты как бизнеса, так и государства на внедрение предлагаемого регулирования. 

О необходимости оценки экономической эффективности цифрового маркирования в молочной отрасли ранее говорил и Союзмолоко, комментируя для Milknews предложение Минпромторга о введении переходного периода для части молочной продукции, а также ряда других послаблений для производителей. “Именно после проведения оценки экономической эффективности можно реально говорить о необходимости внедрения системы и установить, что выгода от маркировки действительно превышает издержки”, - подчеркивал генеральный директор Союза Артем Белов.
 

Бизнес готовится к повышению цен


Milknews попросил нескольких участников молочного рынка оценить выводы, к которым пришли специалисты НИФИ Минфина РФ в своем исследовании. Так, генеральный директор молочного комбината “Ставропольский” Сергей Анисимов согласен с тем, что введение цифрового маркирования приведет к росту цен на конечную продукцию. “Мы посчитали, что для того, чтобы закупить оборудование для цифровой маркировки на все наши производственные линии, нам понадобится более 20 млн рублей. Я думаю, что в конечном счете с учетом программного обеспечения расходы превысят 30 млн рублей. Это естественно и неизбежно приведет к увеличению цен на готовую молочную продукцию”, - рассказал руководитель предприятия Milknews.

По его словам, молочная отрасль на сегодняшний день не готова к внедрению цифрового маркирования. У предприятия возникли трудности на этапе поиска оборудования для нанесения цифровых кодов на упаковку. “У нас есть письмо от компании “Элекстер”, в котором они говорят, что им непонятно, как наносить код на продукцию, которая производится на наших финских линиях по розливу продукции. Они сказали, что наносить код типографским способом невозможно. Мы пока не можем найти оборудование, которое бы смогло нанести коды на мягкий полиэтиленовый пакет. То оборудование, что может наносить коды на нашу упаковку, выдает 80% продукции, на которой этот код не читается потом. Пакет мягкий, поэтому при нанесении происходит искажение. Найти оборудование для нашего предприятия будет крайне сложно”, - отметил Сергей Анисимов. 

Глава предприятия также видит пересечения между работой системы цифрового маркирования и ФГИС “Меркурий” “Очень многие данные, которые предполагает система маркировки, мы уже сообщаем через “Меркурий”. Я не вижу смысла передавать их еще раз через другую систему”, - сказал гендиректор молочного комбината “Ставропольский”. 

Представители еще семи перерабатывающих предприятий отказались комментировать тему маркировки Milknews, но заявили, что им непонятно, как будет работать система, и они ожидают, что ее внедрение приведет к значительным затратам для заводов.
Автор: Наталья Антонова
Теги: Молоко

2381 просмотр

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
Евгений
10 млрд в год за этикетки и это только с продовольствия, вот это золотая жила, для небольшой группы людей придумавших эту замечательную аферу в стиле 13 друзей Оушена.
extenso
Сессии 9
Кизель вебинар сыры

Господдержка
Подпишитесь на нашу рассылку
Новелла вебинар


Аналитический центр Milknews
dairy-africa
Неделя РР
dairy-africa
Неделя РР