Подробности Участники молочной отрасли оценили затраты на внедрение маркировки в 61 млрд рублей
В Союзмолоко провели предварительный расчет затрат на внедрение обязательной цифровой маркировки для рынка. По данным ассоциации, в первый год российской молочной отрасли придется потратить 61,3 млрд рублей. В дальнейшем ежегодные затраты производителей составят не менее 34 млрд рублей, при этом чистая прибыль производителей молочной продукции в 2018 году составила 35 млрд рублей. Milknews рассказал подробнее о том, куда пойдут деньги производителей.
О текущей ситуации
С 15 июля 2019 года в России начался эксперимент по маркировке ряда видов молочной продукции, он должен завершиться 29 февраля 2020 года. На данный момент в эксперименте принимает участие 111 производителей молочной продукции, 37 предприятий обследовано на предмет готовности к внедрению маркировки. Об этом сообщается в протоколе совещания в Минсельхозе по обсуждению текущего статуса проведения эксперимента по маркировке от 30 января. Документ есть в распоряжении редакции.
С 1 июня 2020 года маркировка, согласно распоряжению правительства РФ, станет обязательной. Многие участники молочной отрасли, особенно небольшие предприятия, считают, что нововведение создаст проблемы. Участники эксперимента негативно оценивали ход пилотного проекта и просили отменить или перенести сроки внедрения обязательной маркировки. О том, как проходит эксперимент на одном из предприятий отрасли, Milknews публиковал отдельный материал.
Минпромторг предложил ввести переходный период для перехода на новую систему. Ведомство предлагает начать регистрировать участников рынка с 1 июня 2020 года. С 1 декабря 2020 года Минпромторг планирует сделать маркировку обязательной для продукции со сроком годности свыше 1 года, а с 1 марта 2021 года - для продукции со сроком годности менее одного года. В Союзмолоко в ответ на предложение указали, что для установления сроков введения маркировки необходимо провести оценку ее целесообразности.
О стоимости маркировки
В Союзмолоко подсчитали затраты производителей и всей отрасли на внедрение обязательной цифровой маркировки. При расчетах участники союза учли капитальные затраты на переоборудование производства. В эту статью расходов вошла закупка принтеров для индивидуальной и групповой упаковки, камеры технического зрения, принтеры для паллетов, стабилизаторы, аппараты для отбраковки, а также программное обеспечение. “Это самый простой набор, который нужен будет любому производителю молочной продукции вне зависимости от производственных мощностей”, - сообщил Milknews менеджер по взаимодействию с государственными органами Союзмолоко Любомир Панов.
Стоимость переоборудования одной линии на предприятии без монтажа и программного обеспечения составит от 4,5 до 10,5 млн рублей. Всего на 2000 предприятий российская молочная отрасль потратит от 23 до 54 млрд рублей.
На переоснащение одного склада у предприятия уйдет от 1,3-2,3 млн рублей, всей отрасли придется потратить до 4,8 млрд рублей. “Если это современный склад и на нем уже установлена WMS-система управления, где осуществляется контроль за сроками, передвижением товара, то этому складу потребуется действительно сумма в районе одного-двух миллионов рублей — на дооснащение его просто другим оборудованием или другим программным обеспечением по считыванию и управлению”, - пояснил Milknews генеральный директор Московского завода плавленых сыров “Карат” Евгений Гребнев. В противном случае предприятию потребуются десятки миллионов рублей на закупку дорогостоящего оборудования и программного обеспечения, уверен эксперт.
Печать
На сегодняшний день у бизнеса есть два варианта нанесения кодов маркировки на упаковку. Производитель может либо наносить коды прямо на заводе, либо пользоваться услугами производителя упаковки или типографии, которые, в свою очередь, доставят рулоны с уже нанесенными кодами на производство. Если компания будет печатать упаковку в типографии, ей не понадобится закупать принтеры для индивидуальной упаковки. Однако, как уточняют в союзе, такой метод не отменяет других капитальных затрат. “Нужна система технического зрения для автоматической агрегации кодов, принтер для групповой упаковки, принтер для паллет. При этом усредненный срок службы комплекта оборудования примерно 5 лет, после нужно покупать новое”, - уточняет Любомир Панов.
Кроме того, производители упаковки или типографии не смогут наносить коды на все виды упаковки. Так, молочному заводу “Пискаревский” типография подтвердила возможность населения кодов только на один вид упаковки. Единственная типография, готовая наносить код на упаковку сливочного компании "Русагро" масла из фольги, оценила базовое увеличение стоимости услуг за одну упаковку в 1 рубль. "Кировский молочный комбинат" на сегодняшний момент не смог найти ни одного поставщика упаковки с возможностью нанесение кодов в регионе. Об этом говорится в протоколе совещания в Минсельхозе.
Генеральный директор Московского завода плавленых сыров “Карат” Евгений Гребнев в разговоре с редакцией также указал, что ни один из поставщиков упаковки не подтвердил готовность предоставлять компании упаковку с нанесенной маркировкой. “Я подчеркну, что у нас контракты в основном со средними и крупными производителями упаковки, но никто из них на сегодняшний день не располагает возможностью выполнить требования по нанесению маркировки”, - отметил Евгений Гребнев.
По подсчетам Союзмолоко, каждое предприятие молочной отрасли будет тратить 1 копейку на нанесение кодов маркировки на индивидуальную упаковку и до 15 копеек на групповую упаковку, общие расходы на печать составят до 540 млн рублей. В дополнение к этому, компании потребуется платить 50 копеек за получение каждого кода в информационной системе мониторинга. При годовом объеме производства в 52 млрд штук это обойдется российской молочной отрасли в 26 млрд рублей без учета НДС.
Логистика
По подсчетам молочного завода “Пискаревский”, расходы на логистику после введения маркировки вырастут в 2,5 раза, что приведет к росту стоимости конечного продукта до 10%, говорится в протоколе совещания в Минсельхозе. “У производителей будет поштучный учет продукции. В молочной отрасли доставка по магазинам всегда была небольшими партиями, поскольку продукция скоропортящаяся. Теперь в документах нужно указывать код конкретной единицы продукции. Это значит, что, если машина приезжает в магазин, она не сможет отгрузить из пачки любое молоко. Должна быть сформирована отдельная паллета для каждого магазина”, - пояснил Milknews представитель Союзмолоко Любомир Панов.
Техническое оснащение
На техническое обслуживание одной линии каждому предприятию в год придется тратить примерно 720 тыс. рублей или 3,7 млрд рублей для всей отрасли, подсчитали в союзе. Помимо затрат на расходные материалы, всем предприятиям придется перейти на электронный документооборот. “В России на сегодняшний день проникновение электронного документооборота на молочном рынке минимальное. В основном этим занимаются крупные производители и торговые сети”, - пояснил эксперт Союзмолоко.
Большая часть небольших региональных предприятий сегодня работает с бумажными документами, то есть передает товар по товарно-транспортной накладной и потом присылает счет-фактуру. “Чтобы система маркировки работала, нужно, чтобы все подключились к электронному документообороту. Это не только затраты на то, чтобы купить это программное обеспечение и заключить договор с операторами документооборота. Нужно, чтобы внутри команды было понимание, как эта система работает”, - уточнил Любомир Панов.
“Молочная отрасль настолько чувствительна, настолько разнопланова, что я думаю, не стоит начинать маркировку с самой сложной индустрии в стране. Это мое личное мнение, и я думаю, оно не сильно расходится с мнениями других участников отрасли”, - оценил ситуацию генеральный директор завода “Карат” Евгений Гребнев.
Автор: Наталья Антонова
Теги: Россия Молоко