Настроения потребителей улучшились из-за привыкания к текущей экономической ситуации
Индекс потребительских настроений в России во II квартале 2016 г. увеличился на 11 пунктов по сравнению с предыдущим кварталом, хотя до этого он только падал, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные компании GfK.
В последние два года больше всего население было обеспокоено ростом цен: на покупку товаров повседневного спроса российские домохозяйства теперь тратят в среднем 11 900 руб. в месяц – на 20% больше, чем в 2014 году. Кроме того, в 2015 г. среднедушевой доход сократился на 5%.
Улучшение настроений аналитики объясняют началом восстановления доходов, а также привыканием потребителей к сложившейся экономической ситуации. Так, во II квартале 2016 г. среднедушевой доход вырос на 2% по сравнению с 2015 г.
Однако, несмотря на улучшение настроений, россияне остаются чувствительными к цене, отмечают ретейлеры. Большим спросом по-прежнему пользуются ценовые акции.
Также потребители продолжают экономить на еде, считают в GfK. В частности, наиболее значительно растут продажи бакалейных продуктов, дешевого белка (яиц, мяса курицы и индейки), овощей и фруктов. В то же время спрос на рыбу и морепродукты, хлебобулочные изделия, полуфабрикаты, напитки и замороженные продукты снижается.
Как отмечают эксперты PwC, в Европе пошатнувшаяся уверенность потребителей и изменения их покупательских привычек оказали отрицательное воздействие на восстановление экономики в долгосрочной перспективе. То же, по их мнению, может произойти в России.
Увеличение потребления было главным драйвером роста российской экономики. В правительстве РФ и экспертном сообществе сейчас обсуждают, как переключить ее на новые источники роста.