В связанных с брендом «Б.Ю. Александров» компаниях изменился состав собственников
В октябре 2022 года сразу в нескольких компаниях, связанных с производством глазированных сырков под брендом «Б.Ю. Александров» (сейчас — «А, Ростагрокомплекс») и другой молочной продукции, сменился состав акционеров. Из него вышла Нелли Храпунова — одна из пяти топ-менеджеров, работающих в компании-производителе сырков с момента ее основания. В начале 2022-го за долю в основном юрлице завода, выпускающего в том числе сырки, с ней начала судиться Екатерина Александрова, дочь умершего в ноябре 2020 года основателя бренда «Б.Ю. Александров». Если Храпунова выйдет и из этой компании, Александрова не сможет претендовать на долю в ней, считает адвокат последней.
После 20 октября 2022 года в нескольких юрлицах группы компаний «Ростагроэкспорт», выпускающей в том числе сырки «Б.Ю. Александров» (в июне 2022 года бренд был переименован в «А, Ростагрокомплекс»), изменился состав акционеров. Согласно СПАРК, совладелицей этих компаний перестала быть Нелли Храпунова — одна из пяти топ-менеджеров, которые работали в компании «Ростагроэкспорт» с момента ее основания.
Доли Храпуновой (по 19,8%) в юрлицах «Ростагропродукт», «Ростагроторг» и московском «Комбинате детского питания» были перераспределены между тремя другими топ-менеджерами — Валентиной Кшенниковой, Галиной Макаровой и Мариной Резниковой. 12,5% в ООО «Ярославские дали» перешли от Храпуновой в собственность самой компании. «Ростагропродукт», «Ростагроторг» и «Ярославские дали» частично принадлежат ООО «Ростагрокомплекс» — основному операционному юрлицу группы компаний. А ООО «Комбинат детского питания» — владелец одноименной саратовской компании, еще одного из активов группы.
Согласно СПАРК, однако, Храпунова пока продолжает быть совладелицей самого «Ростагрокомплекса». Ее долю в этом юрлице с февраля 2022 года пытается получить дочь умершего в ноябре 2020 года основателя бренда «Б.Ю. Александров» Бориса Александрова Екатерина. Она обратилась в Арбитражный суд Московской области с требованием произвести государственную регистрацию нотариально удостоверенного «договора обещания дарения в будущем части доли» в уставном капитале ООО «Ростагрокомплекс», заключенного между ней и Храпуновой. Также в своем исковом заявлении Екатерина Александрова просила произвести госрегистрацию прав перехода себе 17%-ной доли Храпуновой в этом юрлице.
Адвокат Александровой Дмитрий Ильчаков в беседе с Forbes утверждает, что Храпунова обещала передать Екатерине свою долю. «Но она [Нелли Храпунова] уклонилась от предоставления нотариусу документов о возникновении у нее самой прав на эту долю», — говорит он. В итоге суд отказал Александровой в удовлетворении иска. Ильчаков намерен обжаловать это решение, подав апелляционную жалобу.
В октябре «Ростагрокомплекс» подал заявление о внесении изменений в Единый госреестр юрлиц (ЕГРЮЛ), в том числе и в учредительные документы. Что именно просит изменить «Ростагрокомплекс», пока неизвестно. Форма поданного заявления (Р13014), помимо прочего, подразумевает добавление нового акционера или перераспределение долей среди существующих, говорит партнер юридической компании «Бубликов и партнеры» Валентин Чунин.
Forbes направил запросы о комментариях в «Ростагрокомплекс», а также Наталье Кокоте — еще одной дочери Бориса Александрова и совладелице юрлиц, из которых в октябре вышла Храпунова. С самой Храпуновой Forbes связаться не удалось.
Ильчаков считает, что заявление «Ростагрокомплекса» связано с желанием Храпуновой выйти и из его состава. При этом, согласно nalog.ru, государственная регистрация по этому заявлению приостановлена. Ильчаков связывает это с наличием параллельного судебного разбирательства — между партнером Бориса Александрова Юрием Изачиком и пятью топ-менеджерами группы «Ростагроэкспорт», в том числе Нелли Храпуновой.
Изачику принадлежали 100% акций юрлица «Ростагрокомплекс» с момента его создания. Но в сентябре 2021 года он подписал договор дарения и передал 85% бизнеса в равных долях топ-менеджерам — Сергею Бабаченко, Валентине Кшенниковой, Галине Макаровой, Марине Резниковой и Нелли Храпуновой. Вскоре после передачи долей Изачик стал через суд требовать признания договора дарения недействительным. В исках говорилось, что до заключения договора и в момент подписания он был в тяжелом психическом состоянии, а менеджеры обманули его, предоставив ложные сведения о плачевном состоянии компании.
Решения по заявлению «Ростагрокомплекса» приостановили, так как Изачик все еще оспаривает законность возникновения доли у Храпуновой и других совладельцев, говорит Ильчаков. Заседание по этому иску отложено на январь 2023 года. Представитель Изачика Кирилл Ермоленко передал Forbes его отказ от комментариев.
По мнению Ильчакова, Храпунова хочет выйти из числа акционеров «Ростагрокомплекса», в том числе пытаясь «избежать негативных последствий по делу Екатерины». «Она хочет уйти от ответственности, чтобы и спорить было не о чем — ни с Изачиком, ни с Александровой», — утверждает он. По его словам, в случае ее выхода «исчезнет предмет спора» с Александровой: «Мы будем иметь право подать иск только о [понесенных] убытках, [а не о переходе доли]».
Выход Храпуновой из других юрлиц, долей в которых не касаются споры с Изачиком и Александровой, Ильчаков связывает с ее нежеланием участвовать в кризисном управлении компанией. По его словам, в последнее время «Ростагрокомплекс» проверяют налоговые органы.
После смерти Бориса Александрова в его компании разгорелись корпоративный и наследственный конфликты. Помимо долей, они коснулись товарных знаков. В 2020 году Екатерина Александрова подала в Арбитражный суд иски к компании «Ростагрокомплекс» с требованием возместить как минимум 1,49 млрд рублей понесенных ею убытков. «Ростагрокомплекс» не платил роялти и незаконно использовал для выпуска сырков принадлежащие Екатерине Александровой товарные знаки «Б.Ю. Александров», говорилось в исковых заявлениях. Вслед за исками «Ростагрокомплекс» изменил логотип сырков с «Б.Ю. Александров» на «А, Ростагрокомплекс», писал Forbes ранее. Генеральный директор консалтинговой и исследовательской компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров предполагал, что в связи со сменой бренда продажи могут «очень сильно просесть».
АПК