Почему Arla стала монополистом на датском рынке?
Если вы когда-нибудь были в Дании, вы наверняка заметили, что молочный отдел в стране почти полностью заставлен продукцией Arla food. Как же получилось, что одна из самых прогрессивных молочных стран мира, которую лауреат нобелевской премии по экономике Пол Кругман недавно назвал "Республикой Масла", оказалась во власти одной компании? Milknews рассказывает в своем новом обзоре.
Монополист или нет?
Кооператив Arla в Дании, по данным Euromonitor за прошлый год, занимает 52% рынка сыра и питьевого молока и 75% рынка йогуртов. Ее ближайшие конкуренты даже близко не приближаются к ней по доле на рынке. Так, в нише йогуртов у двух других крупнейших компаний Thise Mejeri и Dagrofa всего по 3%; на рынке питьевого молока Coop Danmark занимает всего 11%; Mammen Mejerierne продала всего 8% сыра в стране. В целом по всему молочному рынку Дании Arla удерживает более 80%, и более 80% сырого молока страны поступает на перерабатывающие заводы компании.
Даже несмотря на такие внушительные доли на рынке, компания еще умудряется расти. Ее выручка в прошлом году увеличилась до 10,3 млрд евро (на 8,1%). На международных рынках рост выручки составил 13,2%.
Если подходить к определению монополии строго, то в данном случае Arla как кооператив нельзя назвать захватчиком рынка - ведь это примерно 12 тысяч фермеров, которые сами выбрали, кому продавать молоко. Сама компания работает с очень скромной прибылью в среднем 3% в год.
Кроме того, Дания входит в ЕС, поэтому монополиями там считаются только те компании, которые доминируют на европейском рынке, а Arla в ЕС далеко не крупнейшая компания.
Почему Арла?
Что же так привлекает датских фермеров в Arla? Во-первых, цены, которые назначаются справедливо и обычно устраивают большинство производителей. "Цена на молоко формируется компанией Arla на основе мониторинга рынка (спрос-предложение), в зависимости от большого количества параметров по качеству молока (жир, белок, органическое производство, сертификация фермы по стандартам компании и прочее) и затем публикуется в открытых источниках", - объясняет генеральный директор Farm Inspection Таисия Мортенсен.
Разницы в цене за сырое молоко для фермеров-членов кооператива не существует: на нее не влияет ни расположение хозяйств в самой Дании ни другие факторы. Формируется одна и та же цена закупки по всей стране для одного и того же продукта. Каждый фермер платит одинаковый транспортный сбор за литр молока. Как кооператив «Арла» платит одну и ту же цену за молоко всем членам кооператива, независимо от того, в какой стране хозяйство работает. Таким образом, участник кооператива «Арла» в Великобритании и член участник кооператива «Арла» в Дании получит одинаковую цену за литр молока одинаковой категории качества", - продолжает Таисия Мортенсен.
В таких условиях понятно, почему фермеры не спешат уходить из кооператива. Таких выгодных условий более мелкие переработчики им не предоставят. Но так как Дания - развитая страна с высокими доходами, там есть и производители фермерских продуктов. Но это небольшой сегмент.
Доминируя на внутреннем рынке, Arla лидирует и в экспорте. Дания известна как крупный экспортер масла и сыров в ЕС, практически все поставки осуществляются кооперативом. По данным Министерства сельского хозяйства Дании, экспорт молочной продукции составляет в среднем 1,8 млрд евро в год - 20% от всего сельскохозяйственного экспорта страны.
Субсидии
Генеральный директор Farm Inspection Таисия Мортенсен:
В Дании нет субсидий для молочных ферм. Субсидии выдаются только на растениеводческую деятельность. Приблизительно, сумма этих субсидий будет равна сумме затрат на аренду фермером сельскохозяйственной земли. Средний размер таких субсидий в переводе на рубли с датских крон - около 30.000 руб./га/год. Чтобы понять математику, нужно помнить, что рыночная цена покупки беднейших земель составляет около 1.500.000 руб./га и доходит до 4.000.000 руб./га. Единственные субсидии, предоставляемые производителям молока, даются в отношении экспорта продукции из ЕС и касаются только продуктов, экспортируемых из ЕС.