Правительство обновляет условия возврата к упрощенному налоговому режиму для малого бизнеса
Для снижения нагрузки на малый бизнес Белый дом предлагает дать предпринимателям возможность возвращаться на упрощенную систему налогообложения после того, как они покинули ее из-за роста объема выручки и численности персонала. В деловых сообществах новый переходный режим от упрощенной к общей системе налогообложения называют востребованным, но в предложенной правительством конструкции — недостаточно эффективным.
Правительство намерено смягчить для малого бизнеса условия вводимого переходного периода между упрощенной и общей системами налогообложения. Напомним, сейчас субъекты МСП, у которых доходы не превышают 150 млн руб. в год, а численность сотрудников — 100 человек, вправе применять «упрощенку»: вместо многих налогов платить один — по ставке 6% с дохода или 15% — с доходов минус расходы.
В случае превышения этих порогов право на льготный режим утрачивается и компании переводятся на общий режим налогообложения — с сопутствующим ростом отчетности и фискальной нагрузки.
В феврале Госдума приняла законопроект о переходном периоде, который призван смягчить тяжесть такого перехода. При годовой выручке до 200 млн руб. и средней численности сотрудников до 130 человек у таких компаний будет особая «упрощенка» с более высокими ставками: 8% — на доходы или 20% — на прибыль. При этом по редакции первого чтения было не вполне понятно, что ждет такие компании дальше.
Сейчас правительство предложило поправки ко второму чтению проекта. Как пояснил вчера на заседании кабмина премьер-министр Михаил Мишустин, «чтобы усилить эффект» от применения новой меры.
По его словам, предлагается дать малому и среднему бизнесу «возможность начать следующий календарный год с чистого листа» и продолжить платить 6% или 15% соответственно.
Как пояснили “Ъ” в Минэкономики, после повышения ставок до 8% и 20% из-за временного роста выручки и численности персонала компании смогут вернуться к стандартным 6% или 15% — если вновь будут соответствовать критериям «упрощенки». По оценке ведомства, такой механизм может быть востребован 22 тыс. организаций. Как полагают в Минэкономики, принятие закона о переходном режиме будет стимулировать малый бизнес к росту, но в дальнейшем для налогоплательщиков, утративших право на «упрощенку», «необходимо создать условия для плавного увеличения фискальной нагрузки на общей системе налогообложения».
Замглавы департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов указывает, что предприятия не готовы к переходу на общий режим и для сохранения льгот прибегают к недобросовестным практикам — дроблению компании. «ФНС отслеживает это, но такие компании появляются в основном из-за отсутствия плавного перехода между УСН и ОСН»,— поясняет он. По словам эксперта, переходный режим мог бы действовать на базе упрощенной системы с постепенным увеличением ставки по мере роста выручки. Общая же система предусматривает рост и административной нагрузки (повышение требований к отчетности, переход на электронный документооборот и прочее).
По данным мониторинга Центра стратегических разработок (ЦСР), 22% компаний на ОСН допускают переход на «упрощенку». Это более половины публичных коммерческих компаний и около трети компаний в сфере энергетики и ресурсов, а также строительства и недвижимости — плюс две трети опрошенных индивидуальных предпринимателей. «Готовность к возврату на УСН свидетельствует о сокращении доходов компаний, снижении численности сотрудников и потребности в основных средствах»,— поясняет руководитель направления налоговой политики ЦСР Левон Айрапетян. Предпринимателям такой маневр позволит поддержать ослабевший бизнес, однако от ухода даже 10% компаний с общего налогового режима бюджет, по оценкам экспертов, может терять по 250 млрд руб. в год.
бизнес