Бизнес просит сделать реформу контроля и надзора постоянной
После многолетних согласований власть и бизнес достигли компромисса по ключевым законопроектам реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) — ожидается, что вскоре они будут приняты Госдумой и далее их нормы будут дорабатываться уже на основании складывающейся практики применения. Кроме того, объявленный накануне Владимиром Путиным перезапуск нацпроектов зародил у бизнеса надежду, что работа по дерегулированию далее будет вестись на постоянной основе — в прежнем наборе нацпроектов места для КНД не нашлось.
Актуализация обязательных требований к бизнесу, необходимая для работы «регуляторной гильотины», может не завершиться в установленный срок — конец 2020 года, сообщил вчера глава профильного комитета РСПП Валерий Казикаев на форуме «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность. Взгляд в будущее». По его словам, пока обязательные требования разработаны для 56% видов госконтроля с 10,5 тыс. актов, которые еще только предстоит актуализировать.
Между тем бизнес надеется, что два ключевых законопроекта реформы контроля и надзора Госдума примет во втором, а затем и третьем чтении уже на следующей неделе. Напомним, после первого чтения в апреле эти проекты о госконтроле и об обязательных требованиях подверглись критике со стороны деловых объединений и были переработаны правительством.
По словам главы РСПП Александра Шохина, сейчас проекты сбалансированы, но дискуссионные вопросы остались.
Среди замечаний — сокращение срока уведомлений при проведении отдельных видов проверок (с трех дней до суток при выездной проверке) и чрезмерно широкий перечень исключений для контролирующих ведомств. Впрочем, бизнес считает, что поправки надо будет вносить в законы уже после их принятия — чтобы не тормозить запуск процесса дерегулирования.
По этой части Александр Шохин указал на то, что тема КНД выпала из нацпроектов. Сейчас же, когда они перезапускаются, ситуация может измениться, надеются предприниматели.
О будущем КНД думает и замглавы комитета по промбезопасности РСПП Олег Николаенко. По его мнению, переработка многих подзаконных актов сейчас де-факто бессмысленна, поскольку они приводятся в соответствие с существующими законами. «Для многих федеральных норм и правил просто меняется обложка»,— добавляет он. Например, принятие нового закона «О промышленной безопасности» (сейчас он находится в стадии проекта с многочисленными замечаниями экспертов) потребует актуализации 90 федеральных норм и правил. При этом качество проработки документов снизилось, поскольку из процесса работы над новым регулированием убран этап разработки его общей структуры на основе анализа проблем и рисков, то подзаконные акты сейчас «штампуются» без единой структуры такого регулирования.
бизнес