компоненты

Politico: Евросоюз топит Африку в сухом молоке


Европейские мультинациональные компании ведут агрессивную политику на рынке Африки. Действия корпораций наносят разрушительный вред местным фермерам. Milknews перевел материал Politico по теме.

Транснациональные компании из Евросоюза не могут получать адекватную прибыль на местном рынке из-за низких цен на сырое молоко и молочные продукты. В этой ситуации они решили зарабатывать на других площадках и активно осваивают Западную Африку. За последние пять лет экспорт сухого молока из Евросоюза в регион вырос в три раза.

Жители бедных стран Африки в течение долгих лет расплачиваются за сельскохозяйственную политику Евросоюза, такое обвинение ранее предъявлял бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он утверждал, что излишняя щедрость европейских властей к собственным фермерам привела к тому, что они заваливают своей продукцией африканские страны. Это вредит местному бизнесу, и в свою очередь, приводит к увеличению миграционного потока из Африки в Европу, это противоречит конечным целям ЕС.

Давление европейского бизнеса на африканский континент усилилось в 2015, когда Европа оказалась наводнена дешевым молоком после отмены квот и введения продуктового эмбарго Россией. Цены были на историческом минимуме, при этом производство активно росло. В этой ситуации европейским аграриям срочно нужны были новые рынки сбыта.

Западная Африка с ее растущим населением, а вместе с ним и спросом, была очевидно привлекательной площадкой. С 2011 до 2016 года экспорт сухого молока из Евросоюза в африканские страны вырос с 12900 тонн до 36700 тонн. Большая часть объемов ушла в Синегал, Кот-д’Ивуар, Гану и Нигерию. Эти страны, в свою очередь, отправляли сухое молоко дальше по каналам реэкспорта.

Для переработки экспортируемого ЕС сухого молока глобальные игроки, такие как Danone, Arla и FrieslandCampina построили перерабатывающие заводы в регионе. У местных компаний с трудом получается конкурировать с корпорациями. Хотя местное производство никогда полностью не удовлетворяло спрос, эксперты предупреждают, что образовавшийся поток сухого молока может привести к полной зависимости стран от внешних поставок.

Президент местной ассоциации производителей молока утверждает, что люди, которые зависят от производства и живут за счет собственных ферм, выходят из бизнеса. Переработчики, которые раньше получали 300 литров молока от местных игроков, теперь могут собрать только 200. По словам Адама Диалло, бывшие животноводы превращаются в джихадистов, потому что у них просто нет работы.

Звучащие в адрес ЕС обвинения очень осторожно воспринимаются Брюсселем, потому что в последние годы европейские власти пропагандируют честную и открытую конкуренцию. В 2015 году ЕС отменил экспортные субсидии. Адам Диалло, президент ассоциации производителей Буркина Фасо, выступал в Брюсселе в феврале и обращал внимание европейских производителей на ситуацию. В ответ на это еврокомиссар ЕС по сельскому хозяйству Фил Хоган предложил установить африканским странам более высокие пошлины на импорт, однако он указал, что поймет, если Буркина Фасо не станет этого делать из соображений продовольственной безопасности. Хоган указал, что в Африку идет менее 10% от экспорта сухого молока ЕС, а также, что если европейские страны не будут поставлять продукты в Африку, это все равно сделает кто-то другой.

Новые рынки для европейских компаний

Европейские переработчики отмечают, что им нужно поставлять сухое молоко в Африку, чтобы выжить. Несмотря на то, что африканские страны считаются одними из самых бедных в мире, их экономики в последнее время значительно растут. По оценке Мирового банка, Гана и Кот-Д’Ивуар прибавят по 8,3 и 7,2% до конца года соответственно. Для многих компаний из ЕС африканский рынок - это еще и попытка заработать на быстрорастущей площадке.

Датский молочный кооператив Arla Foods построил в Кот-Д’Ивуаре перерабатывающий завод в 2013 году. В 2015 компания открыла мощности в Сенегале и Нигерии. В 2013 году Danone выкупила долю в 49% у Fan Milk, которой принадлежат шесть заводов в регионе. В 2016 году мощности перешли в полную собственность французского переработчика.

Nestle и FrieslandCampina работают на африканском континенте много лет, но после отмены квот начали новую волну инвестиций. FrieslandCampina построила завод по переработке сухого молока в Кот-Д’Ивуаре в 2014, Nestle в том же году открыла мощности в Гане.

Падающие мировые цены на молочные продукты также способствуют приросту экспорта, который по итогам 2017 года увеличился на 38%. Цена на сухое молоко снизилась с 3,30 евро за кг в начале 2014 до 1,70 в 2016, и до 1,30 в марте 2018. Основной объем внешних поставок идет в Китай, но невостребованные остатки идут в более маленькие страны.

В 2014 году Arla объявила о новой стратегии: поддерживать стабильную базу в Европе и переводить молоко на рынки с высоким спросом, чтобы обеспечить прибыль. В кооперативе выражали намерение нарастить прибыль в регионе к югу от Сахары до 240 млн евро к 2017 году с 87 млн в 2014.

Представитель Arla ответил журналистам, что расширению компании в Африке не способствуют низкие отпускные цены в ЕС. Пресс-секретарь FrieslandCampina указал, что на действия компании влияет экономическая ситуация, и добавил, что большая часть африканского молока не соответствует стандартам качества кооператива. Danone не ответил на запрос журналистов.

Кевин Беллами, представитель Rabobank, согласился с утверждением, что низкие цены на молочные продукты в Европе позволили компаниям расширить присутствие в Западной Африке. Он указал также, что местный климат не подходит для активного промышленного производства молока, поэтому страны все равно останутся импортерами.

В прошлом году ФАО опубликовала отчет, где указала, что стоимость производства одного литра молока в Сенегале равна $1. Использование импортированного сухого молока для производства молочных продуктов обойдется переработчику в два раза дешевле.

ФАО рекомендовало африканским властям поддерживать инвестиции в сельское хозяйство, тем более, что 65% населения живет за счет АПК. Представители организации также призвали правительства защитить регион от недобросовестной конкуренции.

В ФАО указали, что заградительная пошлина в размере 5%, которые действуют сейчас, не соответствует размеру субсидий, которые получают западноевропейские фермеры. Брюссель, при этом, настаивает, что за счет расширения своего присутствия в регионе, ЕС помогает наладить инфраструктуру, в том числе провести электроэнергию.

Все переработчики, которые работают в Западной Африке, утверждают, что работают с местными партнерами. Например, Danone указывает, что финансирует молочный завод в Сенегале, в то время как FrieslandCampina и Arla работают с нигирийскими производителями молока. Однако представители африканского молочного сектора отрицают эти схемы и утверждают, что это просто показательная игра. “Это хорошо выглядит для Евросоюза, но они пришли сюда для бизнеса, а не для того, чтобы помогать производителям”, - сказал Диалло, президент молочного союза Буркина Фасо.

1524806423

3492 просмотра

19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ЖИР
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
СИБИРЬ НЕДЕЛЯ
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы