«Ъ»: производители мороженого не успевают запустить маркировку в срок
Почти 40% российских производителей мороженого, включая Unilever и «Чистую линию», не успевают начать обязательную маркировку продукции с 1 июня. У бизнеса возникли сложности с поставкой и монтажом оборудования со стороны интеграторов. Производители опасаются остановки производства и дефицита мороженого. В Минсельхозе предлагают во избежание проблем сформировать запас продукции и могут освободить производителей от штрафов на несколько месяцев.
До 40% российских производителей мороженого могут к 1 июня не успеть организовать маркировку своей продукции из-за сложностей с поставкой и монтажом оборудования. Об этом говорилось на совещании у замглавы Минсельхоза Оксаны Лут 18 мая, аудиозапись встречи есть у “Ъ”.
Представитель оператора системы маркировки «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) заявил, что полностью готовы к маркировке с 1 июня 62% производителей мороженого, для 30% есть риск задержки на одну-три недели, остальные «не выходят на связь».
В связи с этим на совещании обсуждалась возможность до августа не штрафовать компании за отсутствие маркировки.
С проблемой, в частности, столкнулись в Unilever (бренды «Магнат», «Золотой стандарт» и др.), которая занимает до 10% рынка. Управляющий директор ООО «Юнилевер Русь» Андрей Семенов сообщил на совещании, что предприятия в Омской и Тульской областях не готовы начать маркировку в срок. Unilever планировала работать с двумя типографиями, но монтаж оборудования в ТД «Русал» начался только в прошлые выходные, а напечатанный Danaflex код «легко стирается пальцем». По словам топ-менеджера, собственное оборудование для Unilever должны поставить только к 25 мая, так что с учетом монтажа и настройки компания сможет начать маркировку только с 1 июля. О неготовности заявил и представитель подмосковной «Чистой линии», на которую приходится 4% рынка. В Unilever и «Чистой линии» на вопросы “Ъ” не ответили. Представители интеграторов «К-Сервис» и «Трекмарк» заверили, что оборудование отгружается в соответствии с договорными обязательствами, задержек нет.
Заместитель гендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина поясняет, что маркировка мороженого осложняется тем, что это первый такой опыт в мире, а ассортимент продукции очень широкий.
Оборудование по изготовлению и нанесению марок — импортное, между собой никак не интегрировано, так что в каждом случае необходима настройка, а иногда и перестройка линий, рассказывает она. По словам госпожи Уткиной, исходно большинство производителей мороженого рассчитывали, что коды будут наносить типографии. Но те оказались не готовы к работе к 1 апреля, и компании стали срочно покупать оборудование для самостоятельного нанесения кодов, что вызвало ажиотажный спрос. В ЦРПТ пояснили “Ъ”, что ряд производителей заказали оборудование только месяц-два назад, а некоторые до сих пор не разместили заказы в типографиях. Глава совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин на совещании добавил, что поставка занимает 8–12 недель, о сбоях компании неизвестно.
Сеть «Верный» уже стала получать от поставщиков мороженого письма о повышении цен с начала июня в пределах 10% в связи с маркировкой, но пока не приняла ни одного предложения. Дефицита мороженого там не ожидают, поскольку производители могут отгружать без маркировки товар, произведенный до 1 июня. В «Ленте» тоже готовы реализовывать мороженое, выпущенное до 1 июня. В «О’Кей» говорят, что при выпадении объемов планируют перевести закупку у подготовленных поставщиков.
В ЦРПТ проблем с продукцией не ожидают, напоминая, что мороженое и сыр, обязательная маркировка которого также начинается с 1 июня, имеют длительный срок хранения и производители уже сформировали запасы.
Гендиректор «Союзмолока» Артем Белов заверил “Ъ”, что сыродельные предприятия активно готовятся к введению системы, а возникающие проблемы решаются. Переходный период продолжается до 1 декабря 2023 года, добавил он.
Теги: мороженое маркировка