Бизнес попросил правительство приостановить эксперимент по маркировке продуктов
Союзы и ассоциации, объединяющие производителей и продавцов основных категорий продовольствия, среди которых Союз производителей алкогольной продукции, Союзмолоко, Союзнапитки и Масложировой союз, просят приостановить эксперименты по обязательной цифровой маркировке продуктов питания и напитков из-за ее дороговизны. Об этом говорится в их письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина, датированном 29 марта. Документ появился у редакции «Известий» в четверг, 31 марта.
«Одновременно считаем необходимым рассмотреть возможность полной отмены требований наличия такой маркировки для продовольственных товаров», — отмечается в письме.
Указывается, что выполнение требований по маркировке негативно сказывается на себестоимости и розничных ценах продуктов питания и напитков, но почти не снижает риски причинения вреда здоровью потребителей и нарушения интересов правообладателей, а также не способствует росту доходов бюджетной системы.
«По экспертным оценкам, полный охват продовольственных товаров цифровой маркировкой только за счет стоимости самой марки (0,6 рубля с НДС) увеличит суммарные расходы предприятий и потребителей минимум на 150 млрд рублей в год (250 млрд упаковок х 0,6 рубля). Сопоставимую сумму составят затраты на приобретение оборудования для нанесения и обслуживания маркировки», — рассказали представители бизнеса.
Они полагают, что это приведет к росту потребительных цен и снижению конкуренции из-за ухода с рынка части малых и средних предприятий. В результате покупательная способность населения снизится, а налоговые платежи производителей продуктов и торговых организаций сократятся, посетовали они.
Также они считают, что маркировка не приведет к уменьшению угроз здоровью потребителей, в том числе из-за того, что продовольственный рынок, где свыше 60% розничного оборота обеспечивают торговые сети, «уже характеризуется высоким уровнем легальности».
Предприниматели отметили доказавшие свою эффективность государственные системы «Меркурий» (для продуктов, подлежащих ветконтролю) и ЕГАИС (для алкогольной продукции). Данные Роспотребнадзора также говорят о низких рисках причинения вреда здоровью потребителей продуктов, и эти риски не изменились после введения маркировки.
Кроме того, нет официальной информации о положительных результатах внедрения цифровой маркировки в других товарных группах, указывают представители ассоциаций. Они утверждают, что данные свидетельствуют о ее низкой эффективности.
«Так, согласно отчету Счетной палаты РФ от 22.10.2021, количество выданных кодов маркировки для табачной продукции в 2020 году и первом квартале 2021 года составило 13,7 млрд штук, при этом через розничные кассы за этот период было проведено только 7,2 млрд промаркированных упаковок. Значит, очень большая часть легально выпущенной продукции реализуется нелегально, и ГИС МТ, отслеживающая маркировку, никак на это не влияет», — говорится в сообщении.
В-третьих, международный опыт, в частности Китая, свидетельствует об отказе от внедрения маркировки продовольствия из-за неэффективности метода, заключили представители торговли.
Заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов заявил «Известиям», что считает обеспокоенность отраслевых союзов искусственной и беспочвенной.
По его словам, маркировка является эффективным инструментом обеления и контроля отраслей.
Он отметил, что в табачной отрасли с момента введения маркировки нелегальный оборот снизился на 25%, несмотря на то что до ввода маркировки показатель увеличивался ежегодно в два раза. Рынок шуб оказался в 10 раз больше, чем предполагали предполагалось, то есть произошло обеление на 1000%. Обувной рынок обелился на 35%, на 70% выросло количество магазинов, торгующих обувью. Контрафакт в сегменте онкопрепаратов сократился в 10 раз, по расчетам самих производителей.
Юсупов со ссылкой на Россельхознадзор, который выявляет несоответствия между объемами закупленного производителями сырья и выпущенной продукции, рассказал, что ведомство выявило, что примерно 30% производителей сыра и масла выпускают готовую продукцию, не имея для этого достаточно сырья, то есть речь идет о фальсификате.
По его словам, ЦРПТ как оператор национальной системы маркировки «Честный знак» помогает с решением «реальных проблем отраслей». Например, в категориях воды и молочной продукции помогает искать новых поставщиков упаковочных и расходных материалов, не имеющих отношения к маркировке, но необходимых для предприятий.
«Оператор оставляет за собой право обратиться в суд в адрес подписантов данного письма, так как подобные заявления наносят ущерб деловой репутации», — заключил замгендиректора ЦРПТ.
В начале февраля комитет производителей алкогольной продукции (КПАП), Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО) и бизнес-объединение «Опора России» направили Мишустину письмо с просьбой отменить маркировку алкоголя средствами идентификации «Честный знак».
Они отметили, что сейчас алкоголь, за исключением пива, пивных напитков, сидра и пуаре, маркируется федеральными марками и фиксируется в Единой государственной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), которая доказала эффективность с 2006 года. Внедрение дополнительной маркировки увеличит нагрузку на производителей и импортеров алкогольной продукции, что приведет к росту цен, указали тогда в отрасли.
С 1 апреля 2021 года начался эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков, он завершится 31 августа 2022 года. В апреле организация «Общественная потребительская инициатива» сообщала, что более 53% пива на российских прилавках не соответствует обязательным требованиям к потребительской информации. В ходе исследования проверили более 106 наименований пива по всей России. Самое частое нарушение (24% случаев) — это отсутствие на маркировке сведений о госстандартах, требованиям которых должен соответствовать алкоголь.
маркировка