В презентации рейтинга крупнейших молочных компаний Беларуси приняли участие порядка 200 компаний
Рейтинг ТОП-20 крупнейших молочных компаний Республики Беларусь представили 25 августа Streda Consulting, информационное агентство Milknews и Союзмолоко. Проект поддержала компания Kieselmann. К онлайн-встрече и трансляции мероприятия на YouTube присоединились порядка 200 компаний.
В начале встречи заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Вадим Шагойко рассказал о ситуации на молочном рынке страны. В январе-июле 2022 года производство сельхозорганизациями молока-сырья в Беларуси достигло 4,5 млн т при темпах роста к аналогичному периоду прошлого года в 100,4%. Молоко производится на 3,5 тыс. товарных ферм, на которых содержится порядка 1,4 млн голов стада. Средний удой в прошлом году составил 5,4 т/гол. При этом около 70% молока в стране производится в современных роботизированных комплексах.
Замминистра также отметил экспортные успехи Беларуси. 65% молочных продуктов, произведенных в стране, реализуется на экспорт, который ежегодно увеличивается. За первые семь месяцев 2022 года из Беларуси за рубеж вывезено 2,3 млн тонн молочной продукции на сумму $1,5 млрд. К аналогичному периоду прошлого года обеспечен прирост экспортной выручки на 19,9%.
«В молочной промышленности планируется дальнейшее наращивание объемов сыров, масла животного и цельномолочной продукции. Параллельно будет увеличен выпуск сухих молочных продуктов, как наиболее востребованного и экономически выгодного продукта на мировом рынке», - отметил Шагойко.
Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов в своей презентации рассказал о роли и месте Беларуси на российском молочном рынке. Он отметил, что страна играет важную роль на молочном рынке России и обеспечивает готовой продукцией около 18% объема российского потребления, нарастив поставки после 2014 года. При этом уровень продовольственной независимости Союзного государства в отношении молока и молочной продукции близок к 100%.
Глава Союзмолоко отметил, что в сегменте экспорта молочной продукции из Беларуси в Россию страна занимает несколько ключевых позиций: по сырам, питьевому молоку, кисломолочной продукция, СОМ и СЦМ.
Также Белов уточнил, что стоимость сырого молока в Беларуси и России говорит в пользу последней. Разница в цене достигает от 15 до 40%, что делает белорусскую продукцию конкурентоспособной на внутреннем российском рынке.
«В Беларуси есть хорошая сырьевая база, есть российский рынок, который остается для белорусских компаний базовым, и есть экспорт, который для производителей становится объектом все более пристального внимания. Развитие экспорта позволило Беларуси выйти на новые рынки сбыта и расширить присутствие на мировом молочном рынке за счет сухих молочных продуктов. Однако события 2022 года ведут к сокращению поставок в страны дальнего зарубежья», - считает Белов.
Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев подробно прокомментировал обновленный рейтинг, рассказал о том, какие изменения произошли в нем за последний год.
Безоговорочным лидером белорусской молочной отрасли остается «Савушкин продукт», выручка которого составила $856 млн. В ТОП-5 крупнейших компаний сохранили свои позиции Слуцкий сыродельный комбинат (№2), Бабушкина крынка (№3) и компания «Молочный мир» (№4). Минский молочный завод №1, занимавший в прошлом году пятую строчку рейтинга, в этом потерял одну позицию, пропустив вперед Лидский молочно-консервный комбинат.
Общий объем продаж ТОП-20 крупнейших игроков вырос в этом году на 12% и превысил $3,5 млрд. И, несмотря на то, что кардинальных изменений в рейтинге не произошло, в состав участников впервые вошли частные и непубличные компании – Danone, Lactalis, Food Union, Молочный гостинец, Калинковичский МК и другие.
“На расстановку сил и позиции игроков оказывает серьезное влияние вторая за последние три года волна сделок слияний и поглощений, которая в очередной раз существенно сократит количество игроков на рынке. Если в начале 2000-х в Белоруссии работало более 100 заводов, то к 2018 г. они уже были объединены в 42 крупных холдинга, а к 2022 г. на рынке останется всего 32 компании”, - подчеркнул эксперт.
Более подробно ознакомиться с этим и другими рейтингами можно на сайте top.milknews.ru
Посмотреть трансляцию презентации можно на нашем YouTube-канале.
Молоко