компоненты

Краснов: в 2023 году в экспорте молочной продукции произошла качественная трансформация


23 января в Москве в рамках Первого форума лидеров молочной индустрии состоялась пленарная дискуссия «Россия на молочной карте мира 2030». Участники обсудили тренды на мировом рынке молочных продуктов, приоритеты развития российского экспорта и факторы конкурентоспособности российских компаний. В мероприятии принял участие руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов.

Он отметил, что в 2023 году российский экспорт молочной продукции вступил в период трансформации. Если раньше основной прирост происходил за счет поставок готовой продукции в страны ближнего зарубежья, то сейчас драйвером стал экспорт сухих молочных продуктов, в том числе на дальние рынки. По итогам прошлого года отгрузки из России сухого молока увеличились почти в 6 раз, до 20 тыс. тонн, молочной сыворотки – в 2 раза, до 24 тыс. тонн. В целом физический объем экспорта молочной продукции в пересчете на молочный эквивалент вырос примерно на 20% по сравнению с 2022 годом.

Одновременно значительные изменения наблюдались в географии продаж. «К традиционным рынкам ближнего зарубежья добавляются дальние. Крупные покупатели – это Китай и Монголия, но на географической карте экспорта появились и такие страны, как Филиппины, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бангладеш, Вьетнам, Оман. Готовятся контракты с Таиландом, Малайзией, Сингапуром, Ираком. По сухому обезжиренному молоку к покупателям присоединился Алжир, по сухому цельному молоку – Египет и Тунис», – рассказал Дмитрий Краснов.

Такие результаты достигнуты благодаря совместной работе Минсельхоза России и его представителей за рубежом, «Агроэкспорта», Национального союза производителей молока и компаний-экспортеров, а также внедренным мерам господдержки.

Модератор пленарной дискуссии, генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов рассказал о потенциале развития поставок на зарубежные рынки. «Молочный сегмент – один из самых интересных рынков с точки зрения экспорта. В прогнозах прироста мировой торговли молочная продукция занимает первое место – около 24% к 2030 году относительно значений 2020–2021 годов. Общий прирост потребления – порядка 180 млн тонн. То есть потенциал мирового рынка совершенно фантастический. И с точки зрения географических сегментов, на которых будет расти спрос, – это прежде всего дружественные России рынки: Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Африки в целом», – обратил внимание Белов. Наряду с ростом мирового спроса среди факторов, способствующих развитию российского экспорта молочной продукции, он выделил приближение к самообеспеченности внутреннего рынка, высокий потенциал наращивания производства, выгодное географическое положение, а также государственную поддержку экспортоориентированных проектов.

Одна из компаний, успешно развивающих экспорт, – «ЭкоНива». В 2023 году группа отгрузила 2,25 тыс. тонн молочной продукции в страны постсоветского пространства. «Если в соседних государствах мы работаем в целом также, как в России, и более-менее конкурентны на полке, то в дальнем зарубежье – ОАЭ, Оман, Вьетнам, Филиппины, Алжир – ищем ниши. Например, видим большой спрос на органическую продукцию, и если в этих странах будет успех с брендированной продукцией, то, я думаю, большая доля будет приходиться на органику», – поделился президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр. В прошлом году компания открыла представительство в китайском Сиане: «ЭкоНива» экспортирует в КНР ультрапастеризованное молоко под собственным брендом с лета 2020 года, и открытие офиса позволит увеличить объемы и расширить ассортимент, в том числе за счет товаров с коротким сроком хранения.

«КОМОС ГРУПП», в свою очередь, открыла представительство в Шанхае. «Опыт прямых продаж позволил нам увеличить наценку в сухих молочных продуктах на примерно 45%, мороженого – порядка 80%, молоке – около 60%. На сегодняшний момент мы понимаем нашего покупателя, знаем кто он и какие у него требования и, самое главное, можем управлять дистрибьюцией и ценой», – акцентировал исполнительный директор «КОМОС ГРУПП» Кирилл Чечин. В 2023 году компания продала на экспорт 5,5 тыс. тонн молочной продукции на 500 млн рублей и с воодушевлением смотрит на развитие экспортных продаж в 2024 и 2025 годах.

Опытом выхода на алжирский рынок поделился член совета директоров «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» Андрей Яровой. «Мы отправили 500 тонн, и с таким уровнем требований мы не сталкивались никогда: необходимо пройти жесткий аудит предприятия, доказать полную прослеживаемость продукта и собрать огромное количество документов, – признал он. – Однако та работа, которая системно проводится Россельхознадзором по обеспечению прослеживаемости, безопасности и качества продукции, дает возможность соответствовать критериям, которые разные страны к нам предъявляют».

Как отметил директор по закупкам и снабжению алжирской компании Laiterie Soummam Махлуф Буда, страна крайне заинтересована в сотрудничестве с российскими компаниями. Однако для успешного развития торговли еще предстоит выстраивание эффективных логистических цепочек, налаживание долгосрочных партнерских отношений, совместная выработка инструментов и механизмов.

В ходе пленарной дискуссии также выступили советник Министра сельского хозяйства России Андрей Сухарев, генеральный директор «Молвест» Анатолий Лосев, директор по цепи поставок Balton Trading Asia (Узбекистан) Мансур Юлдашев.
 

1706087520

Молоко

1502 просмотра

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
аукцион коров
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД

Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен