«Ъ»: потребление индейки и говядины растет
В контексте небольшого сокращения продаж сырого мяса в рознице его наиболее растущими категориями стали индейка и говядина. За счет увеличения доходов потребители выбирают более дорогую продукцию, ассоциирующуюся со здоровым образом жизни. Потенциал для роста у бюджетной свинины и курятины сохраняется за счет мясопереработки и экспорта.
Продажи сырого мяса в рознице за январь—ноябрь 2024 года сократились на 1,3% год к году в натуральном выражении, подсчитали в аналитической компании «Нильсен». Сокращение спроса видно в категориях курятины — на 1,9% год к году — и свинины — на 2,7%. В то же время говядина и индейка, напротив, показали прирост на 7% и 2% год к году соответственно.
Согласно предварительным оценкам Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ; объединяет крупные сети), потребление мясных продуктов в целом в России в 2024 году составило 83 кг в год на человека, прибавив 2–2,5% к прошлому году.
Спрос на индейку рос значительно быстрее, увеличившись на 10%. В «Пятерочке» продажи индейки, свинины и говядины за год выросли на 15%, по курице динамика сдержанная — 5%.
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев считает, что дополнительный спрос на индейку стимулирует ее восприятие как диетического продукта. «ЗОЖ-продукты стали одним из ярких потребительских трендов»,— рассуждает он. Заместитель гендиректора по маркетингу и продажам «Дамате» Дарья Лащенко отмечает, что растет как число потребителей мяса индейки, так и частота их покупок. За последний год показатель, по ее словам, вырос на 10%. Эксперт замечает, что производители наращивают продажи за счет не только сырого мяса, но и продуктов мясопереработки, полуфабрикатов и прочего.
В ГК «Агропромкомплектация» (бренд «Ближние Горки») говорят о растущем интересе к говядине, ожидая сохранения тренда в ближайшей перспективе. Это мясо в рознице дороже, и руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин связывает увеличение продаж с ростом зарплат в некоторых отраслях. Потребители разнообразили свою корзину, замечает он. Господин Караваев также отмечает, что спрос на классические говяжьи стейки в рознице за последний год вырос, несмотря на подорожание. Согласно Росстату, в январе—октябре реально располагаемые доходы населения выросли на 8,9% год к году.
Курица и свинина, по данным АКОРТ, напротив, воспринимаются как наиболее бюджетные категории. Небольшое снижение спроса на них, по мнению господина Юшина, может быть связано с переходом части потребителей на полуфабрикаты и максимально готовые виды продукции. Тренд наблюдается уже на протяжении последних четырех лет, но в 2024 году он стал более выраженным, замечает он.
Схожую позицию занимает гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев, отмечая, что производство и потребление свинины в целом в России растет и сейчас составляет около 30 кг на человека в год. Небольшое снижение продаж в категории именно сырого мяса, по его мнению, может быть связано с тем, что производители из-за высокой конкуренции стремятся развивать более маржинальные категории переработанной или подготовленной к употреблению продукции. В качестве примера господин Ковалев приводит мясо в маринаде.
мясо