компоненты

Международная холодильная цепь: развитие и проблемы в обеспечении продуктовой безопасности


19 сентября 2024г. в Санкт-Петербурге состоялась вторая Международная конференция «Cold Chain Eurasia», призванная объединить всех участников товаропроводящей цепи для продукции, требующей соблюдения температурного режима, на всём пути следования на территории России, Китая, Индии, Ирана, стран ЕАЭС и др. Мероприятие объединило перевозчиков, операторов  подвижного состава и контейнеров, грузоотправителей, IT – компании, операторов хранения скоропортящейся продукции, которые обсудили насущные проблемы отрасли и методы их решения.
 
Организаторами конференции выступили Международный Координационный совет по трансъевразийским перевозкам (КСТП), Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС) и Expo Solutions Group. Мероприятие состоялось при поддержке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
 
Модератором Пленарной сессии «Конкурентоспособность России на мировом рынке холодильных цепей» сессии выступил генеральный секретарь КСТП Михаил Гончаров.
 
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор отделения Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) для связи с Российской Федерацией Олег Кобяков, который в своем выступлении отметил возрастающую роль продуктовой безопасности во внешней политике России.
В ходе сессии участники мероприятия обсудили необходимость создания единого координационного механизма для непрерывной холодильной цепи, проект которого приобрел особенную актуальность в условиях глобальных экономических вызовов.
О том, какие проблемы существуют из-за несоблюдения температурных условий, рассказал Президент АСОРПС Михаил Синев.
 
Михаил Синев привел пример других стран, где существует отдельное законодательство по НХЦ. Например, в Бразилии в создании цепочки таких поставок одновременно участвуют Минсельхоз, федеральная инспекционная служба, служба санитарного надзора и госкорпорация – они действуют в рамках единого регулирующего органа. В Великобритании существует руководство по доставке продуктов питания от производства до потребителя, остается только следить за соблюдением требований всеми участниками цепочки.
 
«В России сейчас отсутствует единая понятная технология непрерывной холодильной цепи (НХЦ), нет единого органа, ответственного за НХЦ. Между Минпромторгом, Минсельхозом, Минтрансом, ФАС, Роспотребнадзором и Россельхознадзором нет координации действий в формировании единой политики и нормативно-правового регулирования. Операторы рынка вынуждены выполнять несогласованные температурные требования к режиму перевозки скоропортящихся продуктов питания», – заявил Михаил Синев.
 
Для решения данных проблем в АСОРПС еще два года назад был подготовлен проект Федерального закона о создании непрерывной холодильной цепи в России, в котором предлагается создать единый регулирующий орган для НХЦ со стороны государства в сочетании с самоорганизованными компаниями.
 
Дмитрий Горох, заместитель начальника по грузовой и коммерческой работе ЦФТО ОАО «РЖД», рассказал о роли железнодорожных перевозок в НХЦ. Доля рефрижераторных перевозок продуктов питания в РФ растет и этот тренд будет в дальнейшем сохраняться. РЖД отмечает существенный рост внутренних поставок, этот сегмент приоритетно поддерживается для сохранения продовольственной безопасности страны. Перевозки в рамках проекта по развитию транспортного коридора «Север–Юг» осуществляются на регулярной основе, что способствует активному развитию Восточного маршрута. В 2023 году по этому маршруту было перевезено 1,6 млн тонн грузов, из которых 1,1 млн тонн — железнодорожным транспортом.
 
«Российские железные дороги – это не только транспорт. Мы еще формируем логистические цепочки поставок, активно принимаем участие в сертификации и проектировании рефрижераторных вагонов. К сожалению, есть сложности в собственно российском производстве таких вагонов, пока о серийном производстве говорить рано. Но дочернее предприятие «РЖД-Логистика» приобрело достаточный парк автономных рефрижераторных контейнеров. Также при поддержке коллег из СНГ реализуется проект Евразийский аэроэкспресс, в рамках которого перевозки поставлены на системный уровень. Это позволяет поставлять продукцию из стран Азии. Решаются вопросы по доставке мясомолочной продукции из Китая и других дружественных государств».
 
«НХЦ в России необходимо создавать», – считает Дмитрий Горох. В этом наверняка сможет помочь государственный проект «Национальная транспортно-логистическая платформа», где все виды транспорта будут взаимодействовать с государством в едином цифровом поле. И возможно, остался всего лишь один шаг для создания полноценной НХЦ в России.
 
В ходе обсуждения участники конференции выразили надежду, что все главные вопросы отрасли будут решены в ближайшее время, государственные органы прислушаются к мнению участников рынка. Проблемы существуют всегда, но главное – решать их максимально эффективно и быстро, особенно с учетом стоящих перед страной геополитических вызовов и с целью построения независимой сильной экономики, где главная задача – обеспечение продуктовой безопасности.
 
Заместитель начальника Управления перевозок наркотических и лекарственных препаратов, отправлений с температурным режимом ФГПУ «Главный центр специальной связи» Юлия Лыгина отметила отсутствие единой системы регулирования доставки грузов, требующих определенных температурных режимов. В отличие от фармакологии, где есть такие стандарты, продукты питания еще нуждаются в необходимой системе стандартов менеджмента, качества и других параметров. 
 
«Тема непрерывной холодильной цепи – одна из самых важных для сохранения логистики в текущих условиях», – отметил генеральный директор Ассоциации Европейской бизнеса (АЕБ) Тадзио Шиллинг. – Регуляторика НХЦ – тема сложная и включает в себя взаимодействие с разными стейкхолдерами».
 
О развитии взаимных поставок в рамках непрерывной холодильной цепи рассказал Маниш Кумар, Президент Soltex Group, заместитель председателя Московской ТПП, Член Правления ФБА ЕАС. Он отметил, что Россия находится в числе самых передовых государств в плане отслеживания поставок товаров. Существует система «Честный знак», на товары наносятся куар-коды – это все значительно упрощает возможность контроля качества товаров и сроков их поставки потребителям. Почему бы не создать подобную систему в непрерывной холодильной цепи? Таким образом можно было бы следить за соблюдением температурного режима при перевозке товаров «от двери до двери». «Скоропорт важно быстро доставить до точки потребления. Такая система позволит контролировать соблюдение температуры на разных этапах доставки, информация должна быть открыта для разных ведомств в режиме онлайн».
 
Спикерами пленарной сессии также выступили Андрей Миронов, Руководитель Представительства в г. Санкт-Петербурге АО «Российский экспортный центр», Игорь Зузолин, первый заместитель начальника таможни - полковник таможенной службы Северо-Западного таможенного управления, Юрий Дубровин, председатель правления Российского союза предприятий холодильной промышленности (Россоюзхолодпром).
 

1728893456
99 просмотров

Молочные заводы
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг Телята 30окт
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

19 сессии
Inter FOOD 1 ноября
КАДРЫ
Кузбасс 25.10
Подпишитесь на нашу рассылку
МОЛОКО 2

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
agroworld 1 ноября
Молочные заводы
agroworld 1 ноября
Молочные заводы