Эконива семена

Кейс: Cамая маленькая компания Новой Зеландии борется с Fonterra


Когда говорят о молочной отрасли Новой Зеландии, первое, что приходит в голову - Fonterra. Несмотря на то, что компания занимает 85% на местном рынке, в Новой Зеландии существуют еще несколько молочных компаний. Самая маленькая из них, Tatua Co-operative Dairy Company, не только десятки лет соревнуется с крупнейшей монополией в мире, но и умудряется хорошо платить поставщикам сырья.

В 1914 году несколько ферм на Северном острове Новой Зеландии объединились в небольшой кооператив. За сто с лишним лет производства компания так и не вышла за пределы своего локального района бизнеса, и до сих пор все поставщики молока (по совместительству - владельцы компании) сконцентрированы в пределах 12 км от Морринсвилл. Это 114 небольших по российским меркам ферм-владельцев по 300-400 голов коров.

Тем не менее, несмотря на локальность производства, продукцию Tatua знают во многих уголках мира: она поставляется в более чем 60 стран.

Не как все
В Новой Зеландии в прошлом всегда было много молочных кооперативов, как и во всех западных странах. Своего пика кооперативное движение достигло в 1930 годах, когда в стране было примерно 500 кооперативов. Почти все молочные фермы в то время входили в то или иное объединение.

В 1914 году появился очередной новый кооператив около Морринсвилл, один из сотен. Он не был первым (кооперативы существовали в Новой Зеландии с 1871 года), не выделялся размерами производства и особыми технологиями. Компанию назвали Tatua Co-operative Dairy Company. Единственное, что ее выделяло - это стремление к независимости.

Регион вокруг Морринсвилл всегда славился молочными фермами, а сама индустрия там имеет давнюю историю. Еще до формирования кооперативов и появления Tatua там производили большие объемы молока. В 1922 году появилась Morrinsville Dairy Company, которая имела связи с европейскими молочниками и подчеркивала свои  шотландские корни, используя название Lockerbie. Сейчас это один из крупнейших заводов региона, который принадлежит Fonterra и может перерабатывать 1,2 млн литров молока в день в пиковый сезон.

Когда после 1940-х годов в стране и во всем мире началась консолидация молочных ферм и формирование крупных компаний, Tatua оставалась в стороне и по-прежнему концентрировалась вблизи своего перерабатывающего завода в Морринсвилл. В итоге к 1990-м в Новой Зеландии осталось всего четыре кооператива: New Zealand Dairy Group, Kiwi Co-operative Dairies, Westland Milk Products и Tatua Co-operative Dairy Company.

Но и это не остановило консолидацию. В 2001 году два крупнейших из четырех кооперативов - New Zealand Dairy Group и Kiwi Co-operative Dairies - объявили о слиянии. К ним присоединился Новозеландский молочный союз (New Zealand Dairy Board), который занимался экспортом и маркетингом продукции всех кооперативов. Таким образом, появился абсолютный монополист в экспорте и практически полный монополист на внутреннем рынке. Так появилась Fonterra.

Такой монстр, естественно, был отвергнут Новозеландской комиссией по коммерции, которая изначально выступила против слияния. Однако исход в итоге решило новозеландское правительство, которое взамен разрешения на слияние пообещало постепенную дерегуляцию отрасли и разрешение экспортировать молочную продукцию любому игроку на рынке.

Надо понимать, что в то время Новая Зеландия, хоть и была лидером в производстве молока, занимала далеко не рыночную позицию и фактически регулировала рынок АПК “жесткой рукой” государства. Еще в 80-е и 90-е, то есть незадолго до разрешения создания молочной монополии, сельское хозяйство страны держалось на щедрых субсидиях и защите рынка. Взять к примеру овцеводство. Местной шерсти в мире не было равных по цене и качеству. Но страна слишком активно субсидировала и оберегала овцеводство и в итоге добилась перепроизводства. Фермеры массово резали овец, а кровью с перемолотыми костями удобряли землю: это было дешевле, чем содержать животных.

Таким образом, в 2001 году кроме Tatua и Westland Milk Products от былого разнообразия кооперативов в Новой Зеландии не осталось и следа. 96% молочного рынка заняла Fonterra. Кроме того, она стала доминировать и на внешнем рынке: более 40% масла, в районе 30% СОМ и ЦСМ, почти 20% всех сыров и больше половины рынка казеина и концентрата молочного белка. На этом фоне Tatua оставалась с 1-2% внутреннего рынка и с непонятными перспективами экспорта.

100 смелых
Может показаться, что при таком доминировании Tatua должна была сдаться и умолять принять ее в Fonterra. Но она этого не только не сделала, но и продолжала успешно сопротивляться монополии, платя при этом своим поставщикам больше всех в стране. В 2005 году, например, она платила 4,35 новозеландских долларов за кг сухого молока, а Fonterra - 4,1.

В начале нулевых Tatua и правда в некотором смысле почти зависела от монополиста, поставляя ему молоко. Но в 2005 году она отошла от этой практики и стала бороться с Fonterra не только на местном, но и на внешнем рынке.

Надо иметь в виду, что самый маленький кооператив Новой Зеландии, не такой уж и маленький по международным и даже по российским меркам. У компании всегда были десятки тысяч молочных коров (сейчас 37 тыс. голов), ее 122 фермам принадлежало более 10 тыс.га земли с лучшими пастбищами острова (сейчас у кооператива 114 акционеров). Перерабатывая более 200 млн литров молока в год, она вполне могла побороться за место под солнцем с монополией.

Как и большинство компаний, столкнувшихся с появлением слишком сильного игрока, Tatua решила напрямую не соревноваться с Fonterra. Она стала производить специализированные молочные ингредиенты и продукты: сывороточные белки, лактоферрин, лактопероксидазу и другие молочные компоненты. Кроме того, появилось сильное направление B2B - ингредиенты для производителей масла и сыра. Из массовой продукции остались только сливки, сметана и молочные соусы.

Уйдя от лобовой конкуренции с крупнейшей молочной компанией страны, Tatua смогла вполне комфортно существовать в новых условиях. В результате небольшая для новозеландского рынка компания не только выжила, но и постоянно увеличивает продажи. Если в 2009 году оборот компании составил 140 млн долларов США, то в отчетности за 2016 уже указан оборот в 200 млн долларов США.

 

4621 просмотр

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ

Комментарии
extenso
Очистка
Новый имидж 16.03

Господдержка
АгТеч 10.03
Подпишитесь на нашу рассылку
Artem


Аналитический центр Milknews
Сочи Продукты 28 марта
Напитки Сочи 28 марта
Сочи Продукты 28 марта
Напитки Сочи 28 марта