X5 Retail Group сократила число штрафов для поставщиков
Крупнейший продовольственный ритейлер России X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") пытается показать властям, что не рассматривает штрафы, взимаемые с поставщиков, как источник дохода. Компания уже отказалась почти от половины оснований для их взыскания. Ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвиняла все крупные сети в желании заработать на своих контрагентах, грозя зафиксировать размер штрафов законодательно.
X5 уменьшила перечень нарушений со стороны поставщиков, за которые могла применять к ним финансовые санкции. Это следует из опубликованного в пятницу на сайте ритейлера нового договора поставки. Из него исключены четыре из девяти пунктов, перечисленных в проекте дополнительного соглашения о мерах ответственности сторон. В X5 подтвердили, что приняли решение сократить количество оснований для предъявления требований об уплате неустоек. Ритейлер оставил 12 нарушений, за которые будут взиматься штрафы, отказавшись от 14. В частности, компания больше не станет применять санкции за нарушение сроков поставки (штраф был 12% от цены несвоевременно поставленного товара), за отсутствие товаросопроводительных документов (15%), за несоответствие товаров под собственными торговыми марками требованиям договора (100%).
В Х5 подчеркивают, что в перечне оснований для применения санкций к поставщику остались только те нарушения, которые влекут какой-либо ущерб. "По сути, компания отказалась от штрафов, заменив их неустойками",— поясняет представитель X5. Неустойки, по его словам, должны служить исключительно повышению эффективности взаимодействия сторон и укреплению договорной дисциплины, "компания не рассматривает взыскание с поставщиков неустоек как источник дополнительного дохода". Как сказали в пресс-службе X5, обновленные договоры поставки компания начала заключать с 7 сентября. На контракты, подписанные ранее, сокращенный перечень штрафов будет распространяться автоматически.
Ситуация вокруг взимания ритейлерами штрафов с поставщиков обострилась из-за принятия поправок к закону "О торговле", которые вступили в силу 15 июля 2016 года и ограничили 5% объем бонусов, которые сети могут брать с контрагентов. Так, накануне начала действия обновленного закона "Магнит" поднял штраф, например, за недопоставку товара с 5% до 15%. Его партнеры связали это с желанием сгладить последствия изменения отраслевого закона. Позже производители продовольствия заявляли, что штрафы выросли у всех крупных ритейлеров. На их жалобы откликнулась ФАС, которая предупредила, что, если штрафы будут "лютыми" и несоразмерными покрываемому ими ущербу, государство может отрегулировать их законодательно.
"Возможно, в скором времени из договоров поставки и дополнительных соглашений полностью исчезнут штрафы, признанные недобросовестными",— надеется исполнительный директор "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. Проблема большого количества штрафов за самые несущественные нарушения и отсутствия зеркальности этих штрафов стоит очень остро, подчеркивают в "Союзмолоке". Однако поставщики пока не получали сигналов от розничных компаний о пересмотре штрафов в сторону уменьшения, отмечает представитель союза Мария Жебит.
В ГК "Дикси" уверены, что у компании "и так честные и справедливые договоры, которые устраивают контрагентов". "У нас нет причин еще что-то менять в договоре, если он всех устраивает и контрагенты по нему успешно работают",— подчеркнул представитель компании Владимир Русанов. В "Магните", "Ленте" и "О`кей" не ответили на запрос “Ъ”.
Источник: "Коммерсантъ"