Владельцы производителя детского питания «Прогресс» снова пытаются продать бизнес
Владельцы крупнейшего российского производителя детского питания "Прогресс" (бренд "Фрутоняня") возобновили поиск покупателя на бизнес. В 2011 году они хотели продать его компании Nestle, но не смогли договориться о цене. С того времени стоимость "Прогресса" могла вырасти в два раза, превысив $500 млн.
О том, что собственники АО "Прогресс" ищут покупателя на бизнес, “Ъ” рассказал источник в инвестиционных кругах. По его словам, переговоры со стратегическими инвесторами идут больше месяца. В последнее время "Прогрессом" интересовались различные инвестконсультанты, говорит один из чиновников администрации Липецкой области, где расположен завод компании. О желании владельцев "Прогресса" выйти из бизнеса также слышал источник в отрасли. В пресс-службе "Прогресса" с 6 сентября не могли ответить на запрос “Ъ”.
"Прогресс" выпускает более 200 наименований детского питания под брендами "Фрутоняня", "Малышам", а также минеральную воду "Липецкий бювет". Согласно "СПАРК-Интерфакс", 35% АО "Прогресс капитал" (головная структура компании) владеет Ольга Белявцева, занявшая в этом году 4-е место рейтинга богатейших женщин России журнала Forbes с состоянием $450 млн. Еще 39,3% у Светланы Борцовой (18-е место рейтинга Forbes, состояние — $150 млн), вдовы сооснователя "Прогресса" Юрия Борцова. Выручка "Прогресса" в 2016 году составила 24,09 млрд руб., чистая прибыль — 3 млрд руб. По данным Euromonitor International, в 2016 году объем рынка детского питания в России составлял 264,8 млрд руб.
Изначально "Прогресс" был частью производителя соков "Лебедянский", которым владели семья Борцовых, госпожа Белявцева и Дмитрий Фадеев. В марте 2008 года 75,53% "Лебедянского" купила PepsiCo за $1,4 млрд (позднее PepsiCo консолидировала 100% компании). Производство детского питания и минеральной воды было выделено в отдельную компанию, оцененную в $251 млн (без учета долга в $75 млн). Один из источников “Ъ” знает, что сегодня владельцы "Прогресса" оценивают бизнес более чем в $500 млн. Крупный участник рынка считает более справедливой оценку в $300 млн.
По данным Nielsen, "Прогресс" — лидер российского рынка детского питания: в период с августа 2016 года по июль 2017 года его доля была около 34% в натуральном выражении. Такие позиции компании в Nielsen объясняют в первую очередь брендом "Фрутоняня", темпы роста продаж которого обгоняют средние показатели в сегменте: так, если продажи сухого детского питания за указанный период выросли на 2%, то продажи "Фрутоняни" — на 32%. Собственники "Прогресса" могли захотеть воспользоваться нынешним хорошим положением бренда-флагмана на рынке и выйти из бизнеса по выгодной цене, предполагает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.
Выйти из бизнеса собственники "Прогресса" хотели еще в 2011 году: к покупке компании была близка Nestle (бренды Nan, Nestogen, Gerber). Тогда "Прогресс" оценивался в $240–350 (см. “Ъ” от 9 сентября 2011 года). По словам одного из инвестконсультантов, стороны тогда не смогли договориться о цене. Получить комментарий в Nestle вчера не удалось. Другой источник “Ъ” в инвестсообществе утверждает, что Nestle и другие крупные производители детского питания в России Danone ("Тема", "Растишка") и PepsiCo ("Агуша", "Чудо-детки") сегодня "Прогрессом" не интересуются. В PepsiCo сказали, что не комментируют рыночные слухи, в Danone подтвердили, что таких переговоров нет. По сведениям источника, "Прогресс" может приобрести иностранный производитель детского питания с небольшой долей в России.
Наиболее вероятным кандидатом на "Прогресс" источник “Ъ” в отрасли называет крупного немецкого производителя Hipp Holding AG. В России у него есть завод под Калининградом, запущенный в 2010 году. В 2016 году ООО "Хипп Русь" получило 1,04 млрд руб. выручки и 97,3 млн руб. чистого убытка. В головном офисе Hipp отказались от комментариев. Для иностранного производителя, интересующегося Россией, покупка "Прогресса" более предпочтительный вариант, чем строительство новой площадки, так как инвестор сразу получает налаженную систему дистрибуции, полагает один из участников рынка.
По оценке Nielsen, с августа 2016 года по июль 2017 года продажи детского питания в России выросли на 1% в натуральном и на 4,9% в денежном выражении.
Источник: "Коммерсантъ"