Лидеры российского ритейла сокращают географию региональной розницы


Региональные розничные сети вынуждены сдавать позиции и уступать торговые площади лидерам рынка, выигрывающим у них конкуренцию по цене и эффективности расходов за счет масштаба бизнеса. Растет количество регионов, где не остается местных сильных сетей. Есть риск, что на российском рынке ритейла в итоге не останется компаний среднего сегмента - только крупные и совсем небольшие сети, считает председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев.

"Десять лет назад в России было 500 сетей, в настоящий момент рейтинговые агентства оценивают совокупное количество сетей в 250. То есть мы за десять лет потеряли 250 сетей - преимущественно, естественно, региональных, местных. Этот процесс продолжается достаточно активно", - сказал он "Интерфаксу". Причем речь идет о компаниях, под управлением которых находится минимум десять магазинов, уточнил он.

Союз независимых сетей объединяет региональные розничные компании - всего более 60. "Стандартная сеть, которая входит в союз, - это компания с выручкой от 3 млрд до 15 млрд рублей. Это такой крепкий середнячок", - уточнил О.Пономарев.

Если существующие тренды продолжатся, в ближайшие годы с рынка уйдут минимум 50 региональных ритейлеров, а в итоге весь средний сегмент розничных компаний может исчезнуть.

"Ситуация будет быстро ухудшаться, сегодняшняя ситуация, в которой существует ритейл, приведет к тому, что через пять лет с рынка уйдут как минимум 50 региональных сетей. Я уверен, что минимум десять сетей в год мы будем терять по стране. Процесс достаточно быстро развивается", - считает глава союза региональных ритейлеров. "В результате тех негативных тенденций, которые сегодня развиваются, мы получим только крупные федеральные сети и совсем мелкую розницу, а весь средний сегмент будет уничтожен, а вместе с ним погибнет многообразие нашей розницы", - заявил он.

В числе пострадавших в итоге окажутся и небольшие локальные производители, "потому что объективно крупнейшие сети заинтересованы в работе только с крупнейшими, высокотехнологичными, крайне эффективными производителями". "А мелкий и средний производитель будет погибать вместе с мелкими и средними сетями", - прогнозирует О.Пономарев.

С утверждением о том, что в "группе риска" находятся средние по размеру региональные ритейлеры, согласен гендиректор ИА InfoLine Иван Федяков. "Чаша весов сейчас склоняется в сторону того, что количество средних региональных сетей будет сокращаться, и оно сокращается. Это сильные региональные сети, но они вынуждены, к сожалению, продаваться, потому что понимают, что дальше ситуация может меняться, скорее, в худшую сторону", - сказал он "Интерфаксу".

InfoLine мониторит около 700 сетей в России, из них 10 - крупнейшие ритейлеры, на выручку которых приходится четверть рынка розничной торговли, говорит эксперт. "Оставшиеся 690 сетей - это еще четверть рынка, здесь происходит постоянная ротация: какие-то сети уходят - в силу консолидации рынка, банкротств, потери эффективности. В то же время появляются новые сети, но преимущественно это небольшие игроки. Средний сегмент, действительно, подвержен наибольшему давлению", - отметил И.Федяков.

По оценке Союза независимых сетей, 28% российского продовольственного ритейла приходилось на региональные сети и 26% - на крупных федеральных ритейлеров. "По итогам года мы ожидаем смену парадигмы: то есть более 30% придется на федеральные сети, около 22% - на региональные", - сказал О.Пономарев.

По данным союза, в настоящее время в России насчитывается уже 11 локаций, где не осталось ни одной местной значимой сети. Это Сургут, Орел, Смоленск, Ростов-на-Дону, Северная Осетия, Нижний Новгород, Тула, Адыгея, Карелия, Коми и Тюмень. "Сегодня из 56 регионов, которые мы наблюдаем, уже в 11 не осталось ни одной местной значимой региональной сети. Из этих же 56 регионов только в девяти крупнейшей сетью остается местная компания. И все эти регионы расположены либо за Уралом, либо на Крайнем Севере. Например, есть сеть "Евророс" в Мурманске, она остается лидером, несмотря на приход федералов. Есть Иркутск, Хабаровск, Владивосток, куда еще не дошли - всерьез не дошли - федеральные лидеры. В некоторых городах есть, например, пара магазинов "Ленты", но они не делают погоду, они там просто работают", - сказал О.Пономарев.

"Но и в эти города придут федеральные сети, это вопрос трех-четырех лет максимум", - прогнозирует он.

Лидеры рынка прибавляют по 1,5-2 тыс. магазинов в год, и ощутимая часть этих магазинов открывается на площадях региональных сетей, добавил О.Пономарев.
В кризис для собственников ряда региональных сетей оказалось выгоднее выйти из бизнеса и сдавать свои площади в аренду - этой возможностью пользуются Х5 Retail Group и "Магнит" (MOEX: MGNT).

"Мы покупаем локации у локальных сетей одним пулом. Нет там никакой доли бизнеса или еще чего-то, что было бы интересно к приобретению. Есть просто разные формы. Можно купить компанию, которая владеет правами аренды на какое-то количество объектов, это то, что в Красноярске сейчас мы делаем - длинная, тяжелая, отнимающая много энергии сделка. Или просто поштучно или группой оплатить переуступку прав аренды за какое-то количество магазинов. По моему ощущению, мы в рамках таких сделок в этом году уже больше ста магазинов купили, пока отработали технологию и процесс, как это делать. До конца года предполагаем, что, наверное, 185 магазинов в таком формате будет приобретено", - рассказал финансовый директор "Магнита" Хачатур Помбухчан на телефонной конференции в конце прошлой недели. По его словам, ритейлер постоянно ведет переговоры с более сотней локальных сетей. "Компания удовлетворена полученным опытом по качеству магазинов, выкупленных у локальных сетей. Они быстрее выходят на потенциал, меньший процент магазинов попадает в санацию. Над этим работает отдельная команда, и в постоянных переговорах у нас более 100 локальных сетей", - сообщил финдиректор "Магнита".

Еще один тренд рынка ритейла - экспансия крупных игроков на новые для них рынки: в небольшие отдаленные города и на Восток - в Сибирь.

"Магнит" на прошлой неделе сообщил, что подал в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о покупке компании-владельца прав аренды площадей, на которых сейчас работает сибирская сеть "Красный Яр" (магазины "Красный Яр" и "Батон", компания входит в состав участников Союза независимых сетей, по данным его сайта). В случае успешного завершения сделки, "Магнит" откроет на площадях регионального ритейлера не менее 150 магазинов, добавив минимум 62,4 тыс. кв. м новых торговых площадей (в Красноярске и других населенных пунктах Красноярского, а также республики Хакасия).

По данным InfoLine, выручка группы "Красный Яр" в 2016 году составила 10,8 млрд рублей. В первом полугодии выручка увеличилась на 12,3%, до 5,5 млрд рублей.

"Сибирский регион - это тот регион, куда сейчас многие идут, за него сейчас идет борьба, потому что вся европейская часть России уже хорошо охвачена. Развитие в европейской части страны, как правило, сопровождается жесткой конкуренцией или каннибализацией своего же собственного трафика, поэтому развитие в этом регионе уже весьма ограничено. Поэтому сети все больше уходят на Восток, там пока еще есть возможность развиваться без каннибализации, хотя конкуренция там тоже не слабая", - считает И.Федяков.

По словам финансового директора "Магнита", в Сибири и на Урале исторически более сильные локальные игроки, но в этих регионах много возможностей, "поскольку мы более эффективны в костах и у нас лучше закупочная сила".

На конец прошлого года в Сибирском регионе работало 416 магазинов "у дома" "Магнит", девять гипермаркетов, 15 магазинов "Магнит семейный" и 146 магазинов дрогери. Первые магазины в Сибири - в формате "у дома" - ритейлер открыл в 2010 году.

В августе прошлого года экспансию в Сибири начала Х5, открыв первые пять магазинов "у дома" "Пятерочка" в Новосибирске. На конец сентября этого года в регионе работало 187 "Пятерочек". В октябре компания открыла в Сибирском федеральном округе свой первый распределительный центр.

Ранее Х5 пыталась выйти в Сибирь через франчайзинговую схему (партнером Х5 была компания "Новые торговые системы", которая открывала в регионе магазины "Пятерочка", но в 2010 году сотрудничество было прекращено) и присматривалась к покупке местного крупного игрока - группы "Холидей Классик". В 2012 году Х5 получила у ФАС разрешение на сделку, но она так и не состоялась.

"Холидей Классик" - это сеть, которая "на выданье" находится уже лет десять. Они периодически вели переговоры то с X5 Retail Group, то с другими участниками рынка о своей продаже. Это очень долгая история, но сейчас, я думаю, созданы все предпосылки для того, чтобы "Магнит" их купил, потому что "Магниту" эта сделка именно сейчас могла бы быть достаточно интересна и выгодна", - считает И.Федяков.

Источник: "Интерфакс"



 

1699 просмотров

Комментарии
extenso
boccard.com

Зоетис вебинар 3
SPACE

Подпишитесь на нашу рассылку

завод продажа


Аналитический центр Milknews
КМК
Неделя РР
КМК
Неделя РР