Минсельхоз проверит производителей органических продуктов


Минсельхоз проверит производителей органики, чтобы не обманывать потребителей и экспортировать действительно полезные продукты. Параллельно чиновники составляют карту региональных гастрономических брендов.

Не секрет, что многие производители, которые позиционируют себя как "эко", "био" и "органик", на самом деле лишь мимикрируют под таковых.

Причиной явления, названного на рынке "гринвошингом", является отсутствие профильного закона и общепринятой терминологии.

Знают о проблеме и в Минсельхозе. Как заявил в интервью "Российской газете" глава ведомства Александр Ткачев, безосновательная маркировка вводит потребителей в заблуждение, а также мешает продавать действительно полезные продукты за рубеж. Для того, чтобы ситуацию переломить, чиновники планируют внести сведения о производителях и видах органической продукции в единый госреестр.

По данным института органического земледелия FiBl, рынок органик-продукции в России составил 120 млн. долларов при потенциале в 10 млрд. По прогнозам экспертов, к 2025 году Россия могла бы занять до 15% глобального рынка. Главное – не изобретать велосипед, - предупреждает сооснователь проекта LavkaLavka Борис Акимов.

Сегодня в России около 70-ти хозяйств сертифицированы по европейским стандартам органического производства. Они работают и в Краснодарском крае, и в Ставрополье, и за Уралом. А поскольку российские требования практически повторяют зарубежные, то именно они, вероятно, первыми войдут в реестр Минсельхоза. В основном такие производители занимаются растениеводством, речь идет о зерне и бобовых культурах. Есть и несколько представителей сферы животноводства. Но, поскольку европейский сертификат получают в основном те, кто ориентирован на экспорт, таких немного.

В России также можно пройти сертификацию по ГОСТу "Продукция органического производства" и по российской системе "Листок жизни. Органик", разработанной "Экологическим союзом". Последняя, что важно, аккредитована в Международной программе взаимного доверия и признания ведущих экомаркировок мира. Сертификат на соответствие органик стандарту Европейского союза обойдется минимум в 3000 евро, российский аналог – в 2-2,5 тыс. Плюс ежегодная инспекция за те же деньги.

Даже в Европе есть производители, которые соответствуют всем необходимым требованиям, но не проходят сертификацию – по финансовым соображениям или из принципа. Захотят ли войти в реестр Минсельхоза Нина Козлова из Рязанской области, молочную продукцию которой продает LavkaLavka, или ферма Зайцева, которая представляет органические овощи в магазине "Зеленый хутор", - вопрос.

Весной "Экологический союз Петербурга" совместно с социологами СПбГУ решил выяснить, насколько "зелеными" являются товары в городских супермаркетах (в том числе, "Лэнде" и PRISMA). Оказалось, что половина не соответствует статусу "эко" - в частности, гречневая крупа "Волжская", крема "Нежный лён" и "Чёрный жемчуг", а также стиральный порошок "Аистёнок". Добросовестные органик-производители сегодня видят таких "гринвошеров" ключевой проблемой для рынка. Экспорт, по их мнению, - задача пока не столь актуальная. Хотя из многих стран (например, Нидерландов, Италии и Канады) уже поступают заказы на российскую органику. Комментирует председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.

Еще одна идея Минсельхоза заключается в продвижении российских гастрономических брендов. Чиновники намерены создать интерактивную карту регионов, с помощью которой россияне и туристы смогут познакомиться с уникальными продуктами, блюдами и кулинарными традициями с географической привязкой.

Эта задача значительно проще, по сравнению с созданием реестра органической продукции. Благо, рейтинги уже не раз составляли аналитики. Так, в феврале эксперты Центра информационных коммуникаций "Рейтинг" и журнала "Отдых в России" представили топ гастрономических брендов, в котором первое место занял тульский пряник, второе - алтайский мед, а третье — адыгейский сыр. Также в списке фигурировали вологодское масло, астраханский арбуз, байкальский омуль и донские раки. Петербург в топе вообще не представлен. Хотя ранее специалисты ВШЭ предполагали, что Северную столицу на гастрономической карте России могла бы представить корюшка, а также блюда императорской, ленинградской кухни, или кафе Серебряного века.
 
Источник: businessfm.spb.ru
 

763 просмотра
Ищем партнера в тексте
Комментарии
ATL
OptiDuo

Ведомости
PRb2b
ФермаЭкспо

Подпишитесь на нашу рассылку

Главная 2

ATL

Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Молочная Бизнес Академия