Российские производители зерна ищут новые рынки сбыта


Большой урожай зерновых в российских регионах привел к снижению закупочных цен на зерно, выросли тарифы на железнодорожные перевозки, увеличилась и нагрузка на подвижные составы. Представители региональных властей и эксперты считают, что выход на новые рынки сбыта поможет сохранить прибыль для российских производителей.

В 2016 году урожай зерновых в России составил около 120 млн тонн, в 2017-м, по предварительным оценкам Минсельхоза РФ, он может составить порядка 130 млн тонн – это рекордный показатель. Ранее министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявлял, что Россия теснит США на рынках сбыта зерна. По прогнозам, в 2017-2018 сельскохозяйственном году РФ может экспортировать до 45 млн тонн зерна (в прошлом периоде экспорт составил рекордные 35,5 млн тонн – прим. ТАСС).

Как рассказал ТАСС президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, рекордный урожай зерновых привел к снижению закупочных цен на 30% в среднем по России. "Резко снизилась цена на зерно, <…> примерно на 30% в среднем по России, сейчас они ниже, чем пять лет назад. <…> Правило такое: чем дальше от порта, тем сильнее падение цены, чем ближе к порту, тем оно меньше. Сильнее всего пострадали Сибирь, Урал, Поволжье", — сказал Злочевский.

Большой урожай – плохо или хорошо?

На Ставрополье, которая считается одной из житниц России, цены на пшеницу в этом году уже на 10% ниже прошлогоднего уровня. "Негативная тенденция обусловлена увеличением тарифов на железнодорожные перевозки, где общий объем роста тарифов с 1 июля вырос на 16%", — отмечают в пресс-службе краевого министерства.

Снижение цен ощутили и аграрии другой житницы России – Ростовской области, где закупочные цены на пшеницу в среднем на 8% ниже прошлогодних. На Кубани, которая также находится в тройке лидеров в стране по объему зерновых, отмечают, что падение цен может лишить прибыли хозяйства с низкой урожайностью.

"Цены на зерно сегодня опустились, в целом рубля на 2-3. Это не критично для тех, у кого высокая урожайность – у них есть запас прочности, у них больше маржа. Это критично для тех, у кого урожайность низкая, возможно, и прибыли совсем не будет", — считает председатель Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Виктор Сергеев.

Некоторые аграрии в 2017 году понесли двойные потери — на фоне снижения цены и природных катаклизмов. Такая ситуация, в частности, сложилась в Минераловодском городском округе Ставрополья, который пострадал от майского паводка – наводнение уничтожило почти 4,5 тыс. га посевов, после в регионе установилась засуха, уцелевший урожай не принес большой прибыли из-за низких цен, потери предварительно оценивают почти в 1 млрд рублей.

Производителям в данной ситуации не поможет стратегия сохранения зерна до повышения цен, считают в РЗС. "Главный ценообразующий фактор – соотношение запасов к потреблению, сейчас усугублять запасы бессмысленно. Рекомендуемое соотношение для нормального ценообразования – 17%, то есть 12-13 млн тонн. А на текущий момент – 22 млн тонн, почти в два раза выше рекомендации", — отметил Злочевский.

Хранение и транспортировка

В условиях большого урожая важными вопросами становятся проблемы логистики и хранения полученного зерна. С элеваторами и хранилищами, по данным региональных минсельхозов, проблем в регионах нет – их хватает, чтобы сохранить полученное зерно. Сложнее обстоят дела с перевозкой, поскольку нагрузка на транспортную инфраструктуру выросла.

К примеру, в 2016 году единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии – махачкалинский морской торговый порт – принял рекордные 330 тыс. тонн зерна. В общей сложности в 2017 году объем отгрузки планируют сохранить на уровне прошлого года, однако уже за первые девять месяцев порт принял на 30% больше зерна. В ноябре зерновой терминал порта работает круглосуточно, отгрузки в основном идут в Иран.

"Это (высокий урожай – прим. ТАСС) спровоцировало рост пиковых нагрузок в портах Краснодарского края на 40%, являющихся основными пунктами отправки зерна за рубеж. Данная ситуация усложняется увеличением объемов поставок из центральных регионов России, нехваткой железнодорожных составов и длительными сроками их предоставления под погрузку ‒ в этом сезоне в среднем время подачи вагонов растянулось с привычных десяти дней до одного месяца", — приводят данные в минсельхозе Ставрополья.

В Ростовской области ситуацию облегчила многоступенчатая система логистики - хлебоприемные предприятия по возможности максимально приближены к производящим районам, чтобы избежать дальних перевозок зерна с полей сельхозтоваропроизводителей. "Стоит отметить, что многие экспортные отгрузки зерна осуществляются сельскохозяйственными товаропроизводителями автомобильным транспортом в порт на суда напрямую без перевалки на элеватор", — пояснили в региональном министерстве.

Осенью для стимулирования экспорта РЖД установили понижающий коэффициент к тарифам на экспортные перевозки зерна для ряда регионов РФ, находящихся вдалеке от портов, через которые идет львиная доля экспорта.

Выход на внешние рынки

Один из путей выхода из сложившейся ситуации – расширение экспорта. Ставропольский край видит экспортную перспективу в строительстве зернового терминала на границе Азербайджана и Ирана, который появится на территории свободной экономической зоны "Астара" (Иран), что позволит увеличить экспорт зерна в Иран с последующей отправкой в Саудовскую Аравию, Дубай и Египет.

"Для нас важно развивать Азербайджанское направление, там есть потенциал на 1 млн тонн, что будет очень хорошо для экономики аграрной отрасли края", — отметил также министр сельского хозяйства края Владимир Ситников.

В наращивании экспортного потенциала заинтересованы не только российские производители зерна, но и многие иностранные государства. Например, ранее глава мексиканского МИД Луис Видегарай Касо в интервью ТАСС по итогам своего визита в РФ сообщил, что Мексика готова наращивать закупки российского зерна. Заинтересованность в российской сельхозпродукции также выразили послы из стран Ближнего Востока и Африки во время посещения Ингушетии в ноябре 2017 года.

По словам руководителя РЗС, при расширении экспорта низкая закупочная цена в РФ не сильно поможет производителям, но за счет высоких цен на мировом рынке позитивно скажется в целом на отрасли.

"(Цена) порядка $191 за тонну <...> против $167 в прошлом году. Производитель от этого не получает, а остальной цепочке прибыль идет: подорожали топливо, удобрения, логистика. Цена регулируется мировым рынком, в мире индекс объема запасов к потреблению снижается", — заключил он.
Источник: ТАСС

604 просмотра
Меркурий
Комментарии

Информационные технологии
спреды
эвс
растительное молоко

Подпишитесь на еженедельный дайджест

Пальмовое масло

ATL

Аналитический центр Milknews
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия