Как у них: 3 причины больших субсидий в Японии


Япония часто выходит на первые места в мире по размеру субсидий. Более половины своих доходов фермеры получают от различных государственных программ помощи. При этом молочное производство там одно из самых продвинутых в мире и господдержка, вопреки распространенному мнению о ее пагубном воздействии на конкуренцию в АПК, не мешает роям дронов летать над полями, а роботам - доить коров.

Причина №1

В Японии сырое молоко, производимое для переработки, субсидируется. Причем до 2000 года цены на сырое молоко регулировались государством. Сейчас деньги даются только на переработку для производства вполне определенных продуктов - только масла и шести видов сухого молока.

Более половины сырого молока идет сразу на перерабатывающие предприятия только на Хоккайдо. Это самый "молочный" регион страны, где производится больше всего сырья - часто в районе 90% всего молока в стране. Там сейчас возникают мегафермы (в японском понимании, а не в российском - то есть несколько сотен коров - это уже мега). Самая большая роботизированная ферма Японии на 2016 год (а вообще, согласно Japan Times - всей Азии, но видимо газета не брала во внимание Россию) - 360 коров. Она находится на Хоккайдо и возникла из небольшого хозяйства на 20 коров.

Субсидии нужны, чтобы поддержать молочный бизнес, который все менее привлекателен для фермеров. Это попытка предотвратить сокращение числа молочных ферм.

Причина №2

Несмотря на поддержку, на протяжении многих лет производство сырого молока в Японии падало, достигнув 30-летнего минимума в 2014 году. Большую часть лет в этом промежутке времени, себестоимость производства росла быстрее, чем цены на сырое молоко, а в 90-е к этому прибавилась многолетняя стагнации экономики в стране. За последние десять лет число молочных ферм упало более, чем на треть - до 18 тысяч. Япония все больше зависела от импорта сыра и масла. Причина опять же в субсидиях, точнее в том, как они распределяются.

Многие годы Япония испытывала нечто вроде дефицита масла. Согласно nippon.com, в 2015 году во многих супермаркетах ограничивали продажу масла одной упаковкой на каждого покупателя. Дело не в том, что импорт запрещен. Просто импортные тарифы настолько высокие, что импортерам невыгодно завозить масло в страну, а супермаркетам - его закупать, и они готовы терпеть дефицит, лишь бы не терять деньги. Япония потребляет 70-80 тыс т масла в год, и их них только 10 тыс т импортируется.

Дело в том, что субсидии даются только в том случае, если сырое молоко продается через региональные кооперативы. Они договариваются о ценах с переработчиками, например, местными гигантами Meiji и Megmilk Snow Brand. Производители молока вынуждены поставлять молоко через этих "посредников", так как иначе субсидии им не получить. Правительство так делает с 1966 года, стараясь гарантировать стабильное производство через эти кооперативы и региональные группы - это проще, учитывая большое количество небольших ферм. Поэтому только 3% производителей молока решаются вести переговоры с заводами самостоятельно. Не удивительно, учитывая, что более 50% чистой прибыли молочных ферм приходится на различные виды господдержки.

В результате сырое молоко везут из Хоккайдо часто до самого Токио, а близлежащие фермы продают свежее молоко, которое почти не хранится. Импорт масла, как мы уже поняли ограничен большими тарифами. При этом импорт сыра и мороженого в последние годы был упрощен и их завозят в основном из Новой Зеландии и Австралии. Поэтому с с этими товарами проблем нет.

Большие субсидии нужны, чтобы побудить фермеров производить больше сырого молока и избежать нехватки масла и других молочных товаров на внутреннем рынке, при этом ограничивая импорт.

Причина №3

Средний возраст фермера в Японии - 67 лет. Плюс ко всему фермы маленькие, а земля неплодородная. Но это не мешает японским аграриям быть впереди планеты всей по использованию новейших технологий в АПК. Так, Япония занимает первое место в мире по использованию дронов в сельском хозяйстве. В то время, как во всем мире дроны только появляются на полях и считаются чем-то новым, в Японии их используют уже около четверти века. К тому же они не просто занимаются наблюдением за посевами и оценкой состояния полей, а также обрабатывают поля от вредителей и даже вносят удобрения. Фермеры часто кооперируются и покупают дроны для нескольких полей. Так как стоят они от тысячи (самая простая модель) до 30 тыс долларов, это получается недорого и уж точно дешевле использования пилотируемой сельскохозяйственной авиации.

На все это нужны деньги. К тому же не ясно, кто продолжит дело этих пенсионеров, которым по-хорошему уже давно пора на пенсию. Большинство из них не уходят только потому, что их дело некому. Молодежь заниматься этим делом не хочет.

Большие субсидии нужны, чтобы у молочных ферм было будущее, и чтобы потенциальные предприниматели в АПК видели способы извлекать прибыль из этого дела.

987 просмотров
Молочные сессии 4
Комментарии
ATL
v300
Магазин Аналитики

Агросиб

Подпишитесь на нашу рассылку


ATL

Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Моя земля
Молочная Бизнес Академия
Моя земля