Сбой софта нарушил работу розницы по всей стране


С онлайн-кассами, которые с июля обязаны использовать все крупные российские операторы торговли, произошел первый массовый сбой. Из-за него в среду по всей стране на несколько часов остановились магазины, аптеки и автозаправки. И хотя ФНС разрешила всем им работать без чеков, суммарная потеря выручки только ритейлеров за среду может достигнуть 10 млрд руб.

Массовые перебои в работе контрольно-кассовой техники (ККТ) начались с самого начала среды, сообщила ФНС. Проблемы возникли у фискальных регистраторов производства компании "Штрих-М" и связанных с ней "РР-Электро", "Тринити" и НТЦ "Измеритель". В "Штрих-М" пояснили, что сбой коснулся техники, собственники которой отключили автоматический режим обновления (стоит по умолчанию), переведя его в ручной. Для устранения неполадки нужно было обновить ПО, советовала "Штрих-М".

В течение всей среды из разных регионов приходили сообщения о проблемах, с которыми столкнулись потребители при обслуживании в магазинах и на других объектах торговли. Из продовольственных ритейлеров жертвами сбоя стали некоторые магазины у X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), "Магнита" и "Магнолии". Часть магазинов "Магнолии" была закрыта. Специалист отдела рекламы сети сообщила “Ъ”, что только около 20 точек работали в среду без сбоя (всего у сети около 200 магазинов в Москве и области). Некоторые магазины "Магнита" тоже были вынуждены закрыться. Финдиректор сети Хачатур Помбухчан назвал ситуацию неприятной, но не критичной. По его словам, на "Штрих-М" приходится примерно 30–40% касс ритейлера. В X5 сообщили, что проблема затронула несколько процентов кассовых аппаратов торговых сетей компании. По словам ее представителя, перебои были зафиксированы в 4:00 мск во время открытия магазинов в Сибири, но IT-специалистам удалось восстановить работу всех касс к 15:00 мск.

Также, по данным СМИ, проблемы были у региональных сетей "Мария-Ра", "Аникс", "Ярче". В ГК "Дикси", "Ленте", "Ашане", "Азбуке вкуса", Metro Cash & Carry заявили, что их магазинов сбой не коснулся.

Нарушения в работе кассового оборудования "Штрих-М" в течение пары часов были у части магазинов сети бытовой техники и электроники "Эльдорадо", сообщила ее представитель Юлия Завьялова. В этот период, сказала она, расчет шел без ККТ с разрешения ФНС.

В магазинах "М.Видео" (используют оборудование "Атол") и "Детского мира" ("Пилот" и "Кристалл") кассы в среду работали без сбоев, сказали представители ритейлеров. Гендиректор аптечной сети "Ригла" Александр Филиппов рассказал, что в среду десятки аптек, работающих с кассами "Штрих-М", останавливали работу. В аптеках "36,6" сбоев не фиксировали.

По данным гендиректора "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, онлайн-кассами с фискальными регистраторами от "Штрих-М" пользуются 22% российских ритейлеров. Их общие потери от перебоев с продажами в среду он оценил более чем в 9 млрд руб.

Это совпадает с оценкой президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова: он считает, что ритейлеры совокупно потеряли 10 млрд руб. выручки и недополучили 2,5 млрд руб. прибыли.

От оборудования "Штрих-М" пострадали и АЗС российских топливных компаний. У "Роснефти" удар пришелся на технику, установленную на заправках "Туланефтепродукт", "РН-Востокнефтепродукт" и большей части заправок "Башнефть-розницы", сообщила нефтекомпания. Также пострадали АЗС ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти". По трем крупнейшим российским нефтекомпаниям проблемы коснулись более 500 заправок, сообщил источник в нефтяной отрасли.
АО "Штрих-М" создано в 2001 году. По данным "СПАРК-Интерфакс", компанией в равных долях владеют Марат Валиев, Олег Глошкин, Андрей Журавлев (гендиректор), Андрей Сурин и Юрий Хавкин. Финансовые показатели "Штрих-М" не раскрываются.

Использование онлайн-касс стало обязательным для крупных операторов торговли с 1 июля 2017 года. Кассы в автоматическом режиме передают данные в ФНС, что должно сделать торговлю полностью прозрачной для налоговых органов.

Ликвидировать массовый сбой в работе онлайн-касс в среду удалось после 17 часов, сообщили "РИА Новости" в пресс-службе ФНС. Глава "Штрих-М" Андрей Журавлев, комментируя “Ъ” происшедшее, сообщил, что всего у компании 450 тыс. устройств по всей России: неполадка возникла только у двух моделей — около 15% от общего числа ККТ. К концу среды, по словам господина Журавлева, неисправными оставались примерно 12% устройств, с которыми возникли проблемы. В "Штрих-М" не исключают, что кто-то из ее клиентов может потребовать возмещения убытков. Повторения подобной ситуации в преддверии новогодних праздников в компании не ждут.

Василий Малинин из юридической компании "Рустам Курмаев и партнеры" считает, что привлечь к имущественной ответственности производителя кассовых аппаратов можно только в случае, если будет доказан либо брак оборудования, либо его некачественное обслуживание. "В случае неверной эксплуатации кассовых аппаратов со стороны пользователей производитель может быть освобожден от ответственности",— говорит юрист.

Источник: "Коммерсантъ"
 
 

308 просмотров
Меркурий
Комментарии
ATL

Молочная отрасль 18
отчет июнь
растительное молоко

Подпишитесь на нашу рассылку

Пальмовое масло

ATL

Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Молочная Бизнес Академия