Глава Россельхознадзора рассказал о продажах «санкционки» в интернете
Нелегальные поставки санкционных продуктов из стран ЕС и США, против которых Россия ввела продэмбарго, снизились до незначительных объемов. Об этом рассказал руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт в интервью РБК на Петербургском международном экономическом форуме.
Санкционные продукты везут в Россию из соседних государств без документов, пользуясь льготами Союзного государства или Евразийского таможенного союза, поясняет Дакнверт. «Если там этикетку не нашли, что это из какой-то страны, а этикетки эти «профессионалы» уже заклеивают или стараются заказывать так, чтобы их не было вообще, мы должны вернуть. Не нашли этикетку, он говорит: «Я ошибся, ехал заправляться и все, и верните меня назад», — и возвращают», — рассказывает Данкверт.
За время действия продэмбарго Россельхознадзор выявил около 40 тыс. т растениеводческой продукции, основные объемы были в 2014-2016 годах, и в последнее время они незначительные. «Мы того объема, который был раньше, не видим. Объем был, когда через Белоруссию шли овощи и фрукты, но сейчас этот объем гораздо меньше», — говорит Данкверт.
Запрет на поставки продуктов из стран ЕС и США в ответ на санкции Россия ввела в августе 2014 года. Ввозить запретили мясо, рыбу, морепродукты, сыры и молочные продукты, овощи и фрукты, а также некоторые другие продукты. Спустя год контрсанкции были расширены и распространились в том числе на Албанию, Лихтенштейн, Исландию и Черногорию, а с 2016 года — на Украину. Запрет неоднократно продлевался и действует как минимум до конца 2021 года.
Значительно снизить поставки запрещенных в рамках контрасанкций продуктов позволили меры, принятые президентом, правительством и всеми участниками рынка, отмечает Данкверт. Еще в 2015 году президент Владимир Путин разрешил уничтожать санкционные продукты, которые были обнаружены на российской границе. После введения запрета Россельхознадзор неоднократно выявлял и пресекал различные схемы нелегальных поставок — например, реэкпорт продуктов из попавших под продэмбарго стран под видом товаров из государств, откуда разрешены поставки. В 2017 году ФТС раскрыла крупнейшую схему по реэкспорту запрещенных продуктов через Белоруссию, а в 2020 году по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко чиновники «от МВД до Россельхознадзора» искали оставшиеся в законодательстве пробелы, чтобы исключить поставки запрещенной продукции в Россию.
Впрочем, Данкверт признает, что определенные «элитные» виды санкционных продуктов еще попадаются в небольших количествах в магазинах и продаются в интернете. «В интернете мы видели большое количество казахских фирм, которые продают [санкционные продукты]. В магазинах в Москве продается и пармезан, и голландские сыры — в небольших количествах, и все ссылаются на то, что это идет не как товарные партии, а мелкие. Мелкие, но каждый день», — говорит Данкверт.
Такая ситуация, по мнению Данкверта, неправильная. Но решение — не в компетенции Россельхознадзора, а компетентные органы не обращают на нее внимания. Сайты с запрещенной продукцией должны блокироваться, должны быть и меры — контрольные закупки.
В России всегда стояла задача нарастить собственное производство продовольствия, но введение продуктовых санкций подтолкнуло импортозамещение, и сельское хозяйство получило большую поддержку, напоминает глава Россельхознадзора. «Запад сам сделал большой толчок для нашего сельского хозяйства, за что ему надо сказать большое спасибо за введенные санкции. Все колхозники благодарят администрацию США и ЕС. Они смогли дать большой толчок развитию сельского хозяйства в России», — констатирует Данкверт.
Теги: продовольствие Санкции