Производители и ритейл будут решать споры в третейском суде
Как пишет газета "Коммерсант", диалог будет организован на базе "Деловой России" под председательством полномочного представителя по делам торговли Андрея Даниленко. Решения третейского суда имеют не столько юридическую силу, сколько имиджевую: отказ выполнять его распоряжения нанесет ущерю деловой репутации.
По словам Даниленко, документы для создания третейского суда будут подготовлены в течение двух недель.
В третейский суд войдут несколько представителей от розничных сетей, производителей и поставщиков, а также независимые судьи. Для рассмотрения каждой жалобы будет создаваться отдельная комиссия, включающая по одному представителю от каждой из сторон, решение будет приниматься большинством голосов. По мнению Даниленко, третейский суд имеет смысл, когда обе стороны конфликта согласны на него. Если же одна из сторон отказывается от подобной формы рассмотрения вопроса, вторая сторона может обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) или другие государственные органы в соответствии с действующим законодательством.
Штрафных санкций за невыполнение решение третейского суда не предусмотрено.
Список спорных вопросов, которые возникают между розничными сетями и производителями, постоянно пополняется. Особенно обострились отношения в условиях девальвации, роста цен на продукты, эмбраго, борьбы за импортозамещение. Попытки решить эти вопросы к обоюдному удовлетворению далеко не всегда заканчиваются успешно, несмотря на предпринимаемые с обеих сторон усилия.
В 2010 году был учрежден Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС), который должен выявлять проблемы отрасли, предлагать пути их решения, поддерживать баланс интересов сетей и производителей. В 2012 году был разработан Кодекс добросовестных практик (КДП), где указаны основные правила взаимодействия торговли и их контрагентов. Сегодня также действует комиссия по применению кодекса, которая разбирает существующие на рынке практики, определяет их добросовестность, направляет предписания недобросовестным игрокам. Третейский суд будет разбирать конкретные жалобы между конкретными компаниями, а не общие практики, как это обычно делает комиссия по применению КДП.