Роскачество объявило 25% молочного шоколада ненатуральным продуктом
В преддверии 8 Марта Роскачество проверило 37 торговых марок молочного шоколада как иностранного, так и российского производства.
В отличие от многих других продуктов питания российское законодательство в отношении шоколада является относительно мягким. Здесь не действуют жесткие ГОСТы, что позволяет компаниям использовать при производстве эквиваленты и заменители масла какао, а также заменять молочный жир растительным. Как выяснило Роскачество, этим грешат многие производители. Итоги лабораторных испытаний показали, что в девяти случаях из 37, то есть примерно в 25%, потребитель рискует купить вместо шоколада то, что правильнее назвать "кондитерским изделием", говорится в исследовании Роскачества (есть у РБК).
Формально подобные продукты, содержащие эквиваленты какао-масла (например, пальмоядровый, кокосовый и кондитерский жиры), попадают в категорию "качественных и безопасных". "Но с точки зрения потребителя, почему такая продукция должна называться шоколадом и конкурировать на полке с натуральным продуктом?" — задается вопросом представитель Роскачества Марта Галичева.
По данным организации, эквиваленты какао-масла были выявлены в четырех образцах — пористом шоколаде "Победа вкуса" (кондитерская фабрика "Победа"), торговых марках "Слад&Ко" и "Мишка на Севере" (фабрика "Славянка") и шоколаде SunMilk (Фрязинская кондитерская фабрика). Низкое содержание общего сухого остатка какао, что указывает на использование заменителей, было найдено также в трех образцах, под марками Fiori, Аlten Burg и "Праздничная открытка" (все выпускаются калининградским ООО "Интер Хорика"). Кроме того, продукция этого производителя содержала заменители какао-масла лауринового типа и показала низкое содержание молочного жира.
Недостаток молочных жиров был зафиксирован также в SunMilk, пористом шоколаде "Победа вкуса" и продукции под торговой маркой "Спартак" от одноименного белорусского производителя.
Специалисты Роскачества нашли недочеты и в шоколаде кондитерской фабрики "Верность качеству" под маркой Globus. Хотя он и отличается высоким содержанием какао, что говорит о натуральности, тем не менее не соответствует высоким ГОСТам, которые сам же производитель заявил на упаковке изделия.
По данным Nielsen, шоколад и шоколадные конфеты. являются наиболее популярным подарком в период праздников. Именно их собираются дарить 68% опрошенных респондентов в 22 городах России с населением от 500 тыс. человек. Как рассказала РБК директор по работе с глобальными компаниями "Nielsen Россия" Марина Лапенкова, сегмент молочного шоколада занимает около 68% в продажах категории шоколадных плиток. В 2016 году продажи молочного шоколада выросли на 1,3% в натуральном и 14,5% в денежном выражении по сравнению с 2015 годом. В то же время в таких сегментах, как горький, белый и смесь белого и темного шоколада, продажи падают.
Как и в случае с предыдущими исследованиями Роскачества, реакция опрошенных РБК производителей оказалась неоднозначной. Так, директор по маркетингу ООО "Интер Хорика" Наталия Гавычева сообщила РБК, что компания ознакомилась с итогами проверки, после чего направила "запросы поставщикам сырья с целью разъяснения в рамках сложившейся ситуации". Сейчас на производстве введен дополнительный контроль качества сырья от поставщиков на соответствие заявленным требованиям, добавила Гавычева.
В свою очередь, генеральный директор кондитерской фабрики "Победа" Ольга Муравьева заявила РБК, что не может согласиться с утверждением о присутствии в продукции предприятия "даже допустимого по стандартам качества процента эквивалента какао-масла и заниженного содержания молочного жира". По ее мнению, в актах проведенного Роскачеством исследования "были обнаружены грубые ошибки", из-за чего их можно считать недействительными. Так, в акте отбора проб указано, что проверяющая организация закупила 11 плиток молочного пористого шоколада "Победа вкуса", а в акте обезличивания и шифрования фигурируют уже 13 плиток. Таким образом, велика вероятность, что вместо шоколада фабрики "Победа" в лабораторию попала продукция от другого производителя, делает вывод Муравьева. Она также обращает внимание на то, что существующие на сегодняшний день методики выявления эквивалентов какао-масла в шоколаде не позволяют достоверно определять количество растительного жира в молочном шоколаде.
В пресс-службе Роскачества признали, что аккредитованных лабораторий, которые могли бы провести исследование на эквиваленты какао-масла, в России пока нет и полученные результаты носят справочный характер.
АНО "Российская система качества" (Роскачество) была учреждена распоряжением правительства России весной 2015 года. Как говорится на сайте организации, ее цель заключается в "повышении потребительской осведомленности и продвижении высококачественных российских товаров на внутреннем и внешнем рынках". Российским производителям, чья продукция отвечает высоким стандартам, предлагается пройти добровольную сертификацию и получить так называемый Знак качества. Правда, исследования Роскачества нередко приводят к скандалам и вызывают недовольство производителей.
Например, перед Новым годом Роскачество сообщило, что почти треть продаваемого в России шампанского не соответствует нормам. Агрофирма "Золотая балка" (Севастополь), чья продукция по версии Роскачества попала в категорию "низкокачественной", не согласилась с итогами исследования и подала в суд. А другой производитель — "Крымский винный дом", выпускающий игристое вино под маркой "Ореанда", добился проведения повторных лабораторных испытаний, которые опровергли предыдущие выводы Роскачества. В итоге вино крымского производителя было признано "продукцией повышенного качества".
Источник: "РБК"