Число производителей органической продукции в РФ за 7 месяцев выросло на 10 компаний


Число производителей органической продукции в РФ за 7 месяцев этого года увеличилось на 10 компаний. Но если бы не коронавирус, этот показатель был бы гораздо выше, считают в Национальном органическом союзе.

"Без сомнения, пандемия повлияла на появление новых органических компаний. Тем не менее их число стало на 10 больше, чем в 2019 году. В предыдущие годы прирост составлял 3-5 компаний в год", - сообщил исполнительный директор союза Олег Мироненко, процитированный в сообщении.

К тому же, добавил он, конверсионными являются 27 компаний. Они уже производят продукцию по органическим технологиям, но ещё не получили сертификаты, так как земли, на которых они работают, ещё не очистились и не стали органическими.

По данным союза, из 94 органических российских производителей продуктов 30 имеют российский сертификат, 76 - европейский (при этом 80% из них работает только на российском рынке), и из них 12 компаний сертифицированы одновременно и российской компанией-сертификатором, и имеют европейский сертификат. "Мы заметили, что многие компании в этом году продлили свои европейские сертификаты и не стали переходить на российский. Пока закон в России только начинает действовать и не доказал свою эффективность, пока не появились необходимые подзаконные акты, например, ГОСТ по дикоросам, не все производители изъявили желание перейти на российскую сертификацию, - сказал Мироненко. - Наложила свой отпечаток и пандемия, так как в течение трёх месяцев система сертификации была практически парализована из-за невозможности поездок сотрудников сертификационных компаний в другие регионы. Причем пришлось это на период, когда сертификация идёт наиболее активно".

Из 16 зарубежных сертификационных компаний, имеющих разрешение ЕС для работы в России, в этом году реально работали 9.

В реестре органических производителей Минсельхоза зарегистрировано за полгода уже 30 компаний. Из них 26 сертифицированы компанией "Органик эксперт" и 6 - Роскачеством (две компании одновременно сертифицированы обеими компаниями). Третий сертификатор - Воронежский филиал Россельхозцентра пока не имеет ни одной компании в реестре, но у него есть компании в конверсии.

"Надеемся, что желающие получить российский сертификат ещё успеют пройти российскую сертификацию в рамках сертификационного сезона, пока снег не лег на поля", - заявил Мироненко.

По данным союза, из 94 сертифицированный компаний 44 занимаются непосредственно производством, в основном продукции растениеводства. Около 70% из них работают на внутренний рынок и являются небольшими фермерскими хозяйствами. Крупные растениеводческие компании в основном работают на экспорт. 14 компаний занимаются производством молочной и мясной продукции, почти все они входят в категорию средних сельхозпроизводителей. Причем каждая из этих компаний имеет и сертификат на растениеводческую продукцию, так как производит корма для животных.

Переработкой органического сырья занимаются 20 компаний. Раньше их были единицы, заметил глава союза. "Причем пять из этих компаний-переработчиков активно используют зарубежное органическое сырье, а закон может в этом их ограничить в ближайшее время", - сказал он.

Кроме того, 13 компаний занимаются производством органической продукции из дикоросов, все они имеют зарубежные сертификаты и производят продукцию на экспорт. Сертифицированы также 3 трейдера, которые занимаются организацией экспорта органической продукции. Раньше в России работали только европейские трейдеры.

По данным союза, сертификацию прошли 9 компаний - производителей биопрепаратов и биоудобрений. Они сертифицированы зарубежными компаниями, поскольку ни один из российских сертификаторов пока не имеет аккредитацию на сертификацию производства биопрепаратов. "Это упущение, ведь производители биопрепаратов работают на российском рынке, их продукция не идет на экспорт, поэтому им нужно получить возможность сертифицироваться в России", - считает Мироненко.

В этом году в РФ появились первые компании по производству органических шоколадных конфет, винограда и безалкогольных напитков.
По словам Мироненко, проблемой остается органическая аквакультура. "Это перспективное направление с точки зрения наполнения внутреннего рынка и экспорта, но таких предприятий пока нет, нет и компаний, которые могли бы их сертифицировать - ни российские, ни зарубежные сертификаторы на территории России этим не занимаются", - сказал глава союза.

Согласно сообщению, объем продаж органической продукции в РФ, включая импорт, превысил 190 млн евро. На долю российских производителей пришлось 20-25% из этого объема (35-45 млн евро). На экспорт ушло продукции на 20-30 млн евро.

Вместе с тем Мироненко заявил, что статистика по производству и потреблению органической продукции формируется только на информации, которую собирают профильные союзы. "Другой официальной, правильной, отражающей все аспекты развития этой сферы статистики нет, - отметил он. - И пока государство, несмотря на вступление закона об органике в силу, не предприняло никаких шагов, чтобы эту информацию собрать и структурировать. Все цифры, кроме количества производителей, являются экспертной оценкой. А на этом нельзя строить полноценный органический рынок, а тем более принимать решения о его дальнейшем развитии".
 
АПК

435 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ

Комментарии
extenso
Кизель вебинар 17.09
MEET

ЮТЮБ
Подпишитесь на нашу рассылку
РСХБ


Аналитический центр Milknews
Кубанское застолье
Сибирь аграрная
Кубанское застолье
Сибирь аграрная