ОЗК хочет войти в лидеры по торговле зерном к 2024 году
Среди экспортеров российского зерна обостряется конкуренция. Объединенная зерновая компания (ОЗК), которая принадлежит государству и ВТБ, хочет к 2024 году довести объем собственных закупок зерна до 8 млн тонн в год, чтобы войти в число ведущих операторов. Сопутствующие затраты оцениваются до 50 млрд руб. Заработать на экспорте российского зерна сегодня сложно, а ОЗК для реализации планов и загрузки терминалов может быть вынуждена закупать товар даже выше рынка.
Детали новой стратегии ОЗК “Ъ” рассказали в самой компании. К 2024 году компания планирует стать одним из ведущих товарно-логистических операторов зерна, увеличив объем закупок до 8 млн тонн в год. Это планируется достичь за счет создания сети узлов по формированию зерновых грузов, которые позволят ОЗК создать интегрированную товарную цепочку, расширив географию закупок. В течение 2022–2024 годов на территории регионов с наибольшим профицитом зерна появятся узлы, от которых к Новороссийску будут курсировать маршрутные поезда. Для этого ОЗК также намерена расширить парк зерновозов до 4 тыс. штук, из которых 1,58 тыс. вагонов уже приобретены. Инвестиции в эти планы в ОЗК оценивают в 24,7 млрд руб.
ОЗК выступает государственным агентом по продаже зерна, а также управляет более чем 20 предприятиями. Крупнейший актив — ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП), в котором ОЗК владеет 51% акций. Основным владельцем ОЗК с долей 50% плюс 1 акция выступает государство, остальное принадлежит ВТБ. До февраля 2019 года долей банка управляла группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, но весной 2018 года бизнесмен и его брат Магомед Магомедов были арестованы по подозрению в организации преступного сообщества, мошенничестве и растрате. По итогам 2018 года ОЗК получила 35,5 млрд руб. выручки и 4,6 млрд руб. чистой прибыли.
Как отмечает гендиректор ОЗК Дмитрий Сергеев, глобальные трейдеры сегодня переходят к интегрированным бизнес-моделям, инвестируя в инфраструктуру или производство, чтобы избежать падения доходности. Так, ОЗК планирует в 2023 году увеличить мощность перевалки НКХП с текущих 6,7 млн тонн до 10 млн тонн, а в 2024 году — до 15 млн тонн. При этом более 50% поставок будут обеспечиваться собственной закупочной деятельностью ОЗК, отмечает господин Сергеев. Объем инвестиций в модернизацию НКХП по стратегии оценивается примерно в 25 млрд руб. На прошлой неделе новую стратегию развития ОЗК до 2024 года утвердил вице-премьер Алексей Гордеев.
Пока собственные отгрузки ОЗК гораздо скромнее. По оценкам «Совэкона», с начала сезона компания экспортировала около 800 тыс. тонн зерна, а три лидирующих трейдера — по 5–6 млн тонн зерна каждый. Крупнейший экспортер — ТД «Риф» — в прошлом сезоне отгрузил 7,1 млн тонн, следует из расчетов «Русагротранса». Весь объем экспорта зерна на этот сезон Минсельхоз оценивает в 42 млн тонн против 43,3 млн тонн годом ранее.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько отмечает, что стратегия ОЗК соответствует тенденциям на рынке зерна. В этом году четыре лидирующих места среди экспортеров Черного моря заняли компании, владеющие собственными перевалочными мощностями, указывает он. Планы ОЗК — амбициозные, но вызывает вопросы постановка цели в тоннах, а не в деньгах, говорит директор «Совэкона» Андрей Сизов. Так, по его словам, в этом сезоне из-за соотношения внутренних и внешних цен на экспорте российского зерна почти никто не заработал. На конец недели, по данным «Совэкона», средние мировые цены на российскую пшеницу (FOB) были $217 за тонну, внутренние — 11,57 тыс. руб. за тонну.
Господин Сизов не исключает, что ОЗК сможет достичь целей по экспорту, закупая зерно по ценам выше рынка, что негативно сказывается на прибыли. В подобной тактике участники рынка уличали компанию «Мирогрупп ресурсы», где структуре ВТБ «Деметра трейдинг» принадлежит 70%. По их словам, «Мирогрупп ресурсы» скупала зерно на внутреннем рынке по ценам выше рыночных на $2–10 за тонну, что привело и к общему росту котировок. В «Мирогрупп ресурсы» и ВТБ отрицали влияние на рынок. Источник “Ъ” на рынке указывает, что у ОЗК по факту нет другого выхода: компании необходимо активно увеличивать закупки, чтобы не допустить простоя терминала и связанных с этим убытков. По его словам, сегодня большинство экспортеров ушли из глубоководных портов Черного моря из-за обострившейся конкуренции и кто-то должен занять их место.
зерно