«Ъ»: детское питание может подорожать вслед за тарой
Удорожание сырья, логистики и компонентов упаковки вынуждает повышать цены и производителей детского питания. Крупнейший игрок в сегменте «Прогресс» (бренд «ФрутоНяня») с долей более 30% рынка уведомил сети о повышении цен в среднем на 15,5% в феврале. Примеру компании последуют и конкуренты, уверены аналитики.
Крупнейший российский производитель детского питания под брендом «ФрутоНяня» АО «Прогресс» сообщил торговым сетям о повышении цен с 1 февраля в среднем на 15,5%. Копия письма гендиректора компании Натальи Медуновой ритейлерам есть у “Ъ”. Она объясняет индексацию продолжающимся ростом цен на основное сырье в связи с кризисом грузоперевозок, ожиданиями на рынках на фоне пандемии, а также неблагоприятными погодными условиями для производства сельскохозяйственных культур.
Как отмечает госпожа Медунова, цены на фруктовые концентраты в среднем выросли на 26,8–33,3%. Свежие и замороженные фрукты и овощи подорожали на 30,9%, молочное сырье — на 20%, гречка, овес и рис — на 19%. Также более чем вдвое выросла стоимость жестяных крышек, цены на картон и гофру увеличились на 50%, алюминий и пластик — на 25–100%. Наконец, затраты на доставку продукции выросли в пределах 30%, говорится в письме.
Как следует из приложения к обращению, «Прогресс» готовится повысить цены на жидкие и сухие каши, напитки, хлебцы, десерты и пр.
Наталья Медунова заявила “Ъ”, что к продукции компании предъявляются повышенные требования качества и безопасности, которые «Прогресс» снижать не готов.
По оценкам Euromonitor International, в 2021 году «ФрутоНяня» занимала 31,2% российского рынка детского питания с оборотом 169,39 млрд руб. Второе место с долей 17,7% было у «Агуши» (принадлежит PepsiCo), на третьем месте с долей 5,8% марка Danone «Тёма». В PepsiCo, Danone и Nestle отказались от комментариев.
По словам собеседника “Ъ” в крупном производителе продуктов, детское питание, особенно для раннего возраста,— одна из категорий, где высока доля импортного сырья, которое особенно сильно подорожало в связи с девальвацией рубля. По его оценкам, у «Прогресса» доля импортных ингредиентов в продуктах может превышать 60%. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что заявленное повышение отпускных цен может и не покрывать рост себестоимости, но это необходимый шаг для поддержания доходности: «Видимо, ресурсы для внутренней оптимизации уже исчерпаны».
По словам другого собеседника “Ъ”, торговые сети, скорее всего, будут вынуждены принять предложение «Прогресса», который выступает лидером категории и имеет значительную переговорную силу.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов добавляет, что аргументы «Прогресса» будут объективны и справедливы для всех производителей детского питания, которые теперь также попытаются поднять отпускные цены. По его словам, детское питание — важная для сетей категория с точки зрения трафика и те, конечно, постараются смягчить эффект от повышения цен, разбив процесс на несколько этапов или даже временно пожертвовав частью своей маржи.
Между тем спрос на детское питание в России сейчас не растет. По оценкам NielsenIQ, в 2021 год продажи категории в офлайн-рознице в натуральном выражении сократились на 6%, в деньгах — на 1,9% год к году. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магните» и Auchan не ответили “Ъ”. В «Ленте» от комментариев отказались.
Как отмечает собеседник “Ъ” среди поставщиков, поднимать цены в ближайшие месяцы будет большинство крупных производителей во всех основных категориях за исключением социально значимых, базовых продуктов.
В отличие от сельхозпредприятий переработчики не получают субсидий, а нагрузка на их бизнес увеличивается, да и в целом системной работы по сдерживанию роста цен на продукты не ведется, добавляет он. Так, уточняет источник “Ъ”, сырье, не имеющее аналогов в РФ, до сих пор обложено импортными пошлинами, хотя бизнес не раз обращался к регуляторам с просьбами их обнулить.
В Минсельхозе признают, что предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности работают в условиях значительного роста издержек из-за удорожания упаковки, топлива, электроэнергии, логистических услуг и других составляющих себестоимости. В министерстве добавили, что проводят системную работу, направленную на стимулирование дальнейшего роста производства сырья для переработки.
АПК