Россия увеличила импорт ветеринарных вакцин и нарастила производство отечественных препаратов
В прошлом году российские СМИ неоднократно заявляли о дефиците импортных ветеринарных вакцин. И практически каждый раз связывали эту проблему с ограничительной работой Россельхознадзора. «Ветеринария и жизнь» выяснила, насколько это утверждение соответствует действительности и как на самом деле обстоят дела на рынке вакцин.
Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт утверждает: служба не препятствует международной торговле ветеринарными вакцинами. «Те компании, которые хотят продолжать работать с Россией и готовы выполнять требования нашего законодательства, остаются на рынке без каких-либо дополнительных условий», – сообщил он. Подтверждением этих слов являются данные информационной системы ФГИС «ВетИС». Согласно им на 11 декабря прошлого года объем ввоза на территорию России вакцин для всех видов животных составил 21,7 млрд доз. Таким образом, по сравнению с 2021 годом объем импорта вырос на 27% (17 млрд доз).
Структура импорта вакцин такова, что львиная доля поставок – более 20 млрд доз – предназначена для сельскохозяйственного сектора. По словам Сергея Данкверта, это количество позволяет полностью удовлетворить потребности аграрных компаний. Что касается сектора импортных вакцин для профилактики инфекционных болезней собак и кошек, он выглядит иначе. Его доля составляет примерно 0,3–0,5% от общего количества ввезенных в страну иммунобиологических препаратов. И по итогам минувшего года импорт вакцин для непродуктивных животных действительно сократился. Это произошло после того, как два крупных участника рынка – компании MSD Animal Health (прежнее название Intervet International B.V., Нидерланды) и Zoetis (США) – приняли решение прекратить поставки вакцин для собак и кошек в Россию.
Рынок не терпит пустоты, и в ответ на уход одних компаний другие наращивают свое присутствие в России. Например, с сентября 2022 года значительно увеличился ввоз вакцин для собак и кошек чешского изготовителя Bioveta, a.s. Вместе с тем в 2021 году в России было выпущено 12,68 млн доз вакцин для кошек и собак, а в 2022 году – 14,98 млн доз, что больше на 18%.
При этом на фоне ухода с рынка некоторых игроков в прошлом году участились случаи выявления в гражданском обороте иностранных вакцин для собак и кошек с маркировкой на иностранном языке. Россельхознадзор предупреждает: они производились не для России, это нелегальные поставки, которые не гарантируют соблюдения условий хранения и транспортировки. Содержимое этих флаконов также неизвестно. Чтобы не подвергать домашних питомцев опасности, о случаях выявления в обращении ветеринарных препаратов с маркировкой на иностранном языке необходимо незамедлительно информировать Россельхознадзор.
Эксперты «ВиЖ» уверены: проблема с доступностью вакцин для домашних животных актуальна не только для России, она является общемировой тенденцией. Екатерина Корнюшенкова, руководитель отделения дерматологии клиники «Биоконтроль», напоминает: международные фармацевтические компании выпускают и медицинские, и ветеринарные препараты. Пандемия COVID-19 вынудила их переориентировать производственные ресурсы и мощности, которые использовались для изготовления ветеринарных вакцин, на выпуск препаратов для профилактики коронавирусной инфекции у людей. «Но сейчас по основным группам препаратов можно найти аналоги как российского, так и зарубежного производства. Так что острой нехватки мы не испытываем», – говорит она.
Данную точку зрения разделяет Елена Бажибина, кандидат ветеринарных наук, ветеринарный врач-инфекционист сети клиник «Свой Доктор»: «По отдельным импортным препаратам, особенно вакцинам, дефицит существует. Но в нашей стране есть множество достойных аналогов. Например, мы используем отечественную вакцину от бешенства. Также применяем российские антибиотики и другие лекарственные средства: они дешевле импортных, но ничуть не хуже».
Сергей Данкверт уверен: Россия не должна ставить себя в заведомо зависимое положение от импортных продуктов, тем более таких важных для биологического благополучия и самодостаточности страны, как иммунобиологические и лекарственные препараты. «Как показывает ситуация с поставками вакцин для домашних животных, импортные торговые потоки всегда могут быть остановлены поставщиками, а компании – полностью или частично уйти с рынка», – говорит он.
Впрочем, производство отечественных вакцин для непродуктивных животных уже растет. Подобрать зарегистрированные в России аналоги иностранных лекарственных средств для ветеринарного применения помогает ФГИС «Ирена». Сергей Данкверт констатирует: российские препараты не уступают в качестве и безопасности импортным, чья популярность во многом связана с агрессивной маркетинговой политикой и жесткими условиями со стороны иностранных компаний.
Многие владельцы домашних животных переживают, что не смогут выехать за границу вместе с питомцем, который был привит от бешенства отечественным препаратом. Но Сергей Данкверт называет этот миф еще одной темой для спекуляций. В 2022 году Россельхознадзор не зафиксировал ни одного случая запрета! «Необходимо правильно трактовать международные правила перевозки животных, которые основаны на согласованных между странами ветеринарных сертификатах. Мы согласовали ветеринарные документы с рядом стран. И ни в одном сертификате не указано, что животное должно быть вакцинировано от бешенства определенной вакциной. Единственная международная норма – это сам факт вакцинации, то есть наличие иммунитета. Все зарегистрированные в России вакцины, отечественные и иностранные, вызывают одинаковый иммунный ответ, и выбор производителя препарата не имеет значения», – поясняет глава ведомства.
Таким образом, если ветеринарный врач склоняет к вакцинации иностранным препаратом, это может указывать на то, что он лоббирует интересы зарубежной компании-производителя, резюмирует Сергей Данкверт.
Но вернемся к сельскому хозяйству. По данным на 14 декабря, в 2022 году российские компании в общей сложности произвели 14,28 млрд доз для всех видов животных (в 2021 году – 13,94 млрд доз). Из них более 99% пришлось на препараты для птиц. При этом производство живых вакцин для птиц увеличилось на 88% – с 6,76 до 12,74 млрд доз.
На птицефабрике ООО «Дантон-Птицепром» для профилактики болезней различной этиологии используют как отечественные, так и импортные вакцины. В прошлом году предприятие полностью перешло на вакцины против болезни Ньюкасла российского производства (ФГБУ «ВНИИЗЖ» и НПП «Авивак»). Кроме того, по словам главного ветеринарного врача Романа Лопашева, ничуть не уступают импортным российские вакцины против болезни Гамборо и инфекционного энцефаломиелита. «Импортные вакцины мы также используем, перебоев с поставками из Европы не фиксируем, но в будущем готовы рассмотреть и других изготовителей. Перспективной в этом отношении кажется фармацевтическая промышленность Китая», – полагает он.
Что касается внутреннего биопрома, Роман Лопашев считает, что в России создано много достойных препаратов. Однако со стороны их производителей не хватает просветительской работы и элементов продвижения продукции на рынок.
С ним согласны и другие эксперты. Российские компании – производители вакцин для домашних животных должны проявить себя, уверена Екатерина Корнюшенкова. «В том числе больше участвовать в отраслевых конференциях и семинарах, активнее заниматься рекламной и маркетинговой деятельностью, искать иные способы ознакомления ветеринарных врачей с российскими разработками».
Еще одной причиной дефицита иностранных вакцин называют требование Россельхознадзора о депонировании штаммов микроорганизмов и вирусов, используемых при изготовлении вакцин. На самом деле, сбор таких коллекций является международной практикой. И процесс депонирования штаммов не является препятствием для ввоза иностранных вакцин. Данное требование соответствует Федеральному закону № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации», принятому еще в декабре 2020 года. Положения этого закона вступили в силу 1 июля 2022 года. Как поясняет Россельхознадзор, депонирование подразумевает хранение штаммов микроорганизмов и вирусов в российских государственных коллекциях на основании гражданско-правового договора, гарантирующего сохранение права интеллектуальной собственности. Закон о депонировании касается и отечественных, и зарубежных производителей. Но российские компании выпускают иммунобиологическую продукцию из штаммов микроорганизмов, циркулирующих на территории страны. И все они уже хранятся в государственных коллекциях Россельхознадзора, Минсельхоза России, Минобрнауки России и Роспотребнадзора.
Что касается иностранных компаний, о готовности выполнять требования России в области биологической безопасности заявили производители ветеринарных препаратов из Израиля, Испании, Чехии, а также две крупные международные фармацевтические корпорации со штаб-квартирами в Германии и США. И к концу 2022 года в Россельхознадзор поступили заявления о депонировании 111 штаммов микроорганизмов и вирусов, используемых при производстве вакцин для животных.
Хранение эталонного образца исключает возможность умышленного редактирования используемых штаммов. Производитель уже не сможет вмешаться в их состав или ввести в состав вакцины элементы, которые не должны в ней содержаться. Если же в государственной коллекции отсутствует тот или иной штамм, для животноводства это является серьезной биологической угрозой, а для населения – биологическим риском.
В качестве примера Россельхознадзор приводит следующий прецедент. В ноябре прошлого года в израильской живой вакцине против ларинготрахеита птиц «Вир–101 ИЛТ» был обнаружен генетический материал вируса болезни Ньюкасла. И это не единичный случай. Надзорная служба также выявила американскую вакцину «Ингельвак® НР-1» против гемофилезного полисерозита свиней (болезни Глессера), в которой уровень бактериальной обсемененности превышал допустимые значения. Применение контаминированных посторонними бактериями лекарственных препаратов может вызвать интоксикацию организма животного и привести к летальному исходу. Кстати, данный препарат был выпущен на производственной площадке США, которая дважды не прошла инспекции Россельхознадзора на соответствие требованиям GMP. С 1 сентября нынешнего года к поставкам ветпрепаратов в нашу страну будут допущены только предприятия, успешно прошедшие такую проверку.
Россельхознадзор