компоненты

В Татарстане вырос спрос на молоко и молочную продукцию


По итогам 2020 года, Татарстан сохранил первое место среди регионов РФ по объему производства молока. Министр сельского хозяйства и продовольствия региона Марат Зяббаров сообщил, что в республике было произведено свыше 1,9 млн тонн молока, что на 2% превышает показатели 2019 года. На долю сельхозформирований приходится 1,4 млн тонн, что на 5% больше, чем годом ранее. Лидируют по объему производства Кукморский, Атнинский, Балтасинский, Сабинский и Актанышский районы Татарстана. По словам Зяббарова, в них ежедневно реализуют молока на 8 млн руб.

По итогам 2020 года, стоимость валовой продукции сельского хозяйства составила 263,4 млрд руб., индекс производства – 104%. План, по данным минсельхоза, перевыполнили на 2,1 %. Динамику, в первую очередь, по данным минсельхозпрода, удалось обеспечить за счет увеличения на 124,8% сбора зерна. Пищевой продукции было отгружено на 229,5 млрд рублей, индекс производства составил 102%. На долю сельского хозяйства и пищевой промышленности в общем объеме валового регионального продукта, по итогам прошлого года, пришлось 18%.

Заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК, гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова рассказала РБК Татарстан, что, помимо производства молока-сырья, в РТ в 2020 году вырос объем его переработки. Например, питьевого молока было выпущено 322,7 тыс. тонн – на 29% больше, чем в 2019-м. По кисломолочным продуктам положительная динамика составила 6% до 88,8 тыс. тонн, сыров, сырных продуктов и творога выпустили 47,9 тыс. тонн – плюс 8%.

«Рост производства питьевого молока и кисломолочных продуктов объясняется перераспределением потребительского спроса во второй половине 2020 года, когда на фоне снижения реальных доходов потребители начали экономить. И я полагаю, что эта тенденция продолжится и в 2021 году», – считает эксперт.

Опрошенные РБК Татарстан производители молока и молочной продукции сообщили о росте объемов производства в 2020 году и запуске продаж через интернет-маркетплейсы.

В пресс-службе АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» РБК Татарстан рассказали, что в 2020 году было переработано 224,6 тыс. тонн молока – на 15% больше, чем годом ранее. В сутки предприятие закупает, в среднем, свыше 600 тонн молока. «Комбинат сотрудничает со всеми производителями молока-сырья на территории республики», – отметили в АО «ЗМК».

Объем произведенной продукции в группе «молоко» вырос за год на 8,9% (или 4,4 тыс. тонн) до 57 тыс. тонн. В целом, было произведено 161,6 тыс. тонн продукции, что на 18,8% или 25,5 тыс. тонн больше, чем годом ранее.

«По результатам работы АО «ЗМК» за 2020 год можно сделать вывод, что существенно выросли объемы производства молока – на 8,9%, кисломолочной продукции – на 10,4% и сметаны – на 15,3%. Рост связан с увеличением потребительского спроса на эти группы продукции и расширением географии поставок», – сообщили в пресс-службе Зеленодольского комбината.

На предприятии уточнили, что в 2020 году продукцию предприятия начали поставлять на полки сетей в Ульяновске, в Тольятти. Началось сотрудничество еще с одним ритейлером в Казани. Новые дистрибьюторы появились в Набережных Челнах и Самаре.

«Трудности прошедшего года отчасти способствовали развитию АО «ЗМК» – нам удалось запустить собственную систему доставки, а позднее начать сотрудничество с крупными онлайн-площадками, такими как Ozon, Wildberries и сервисом экспресс-доставки еды «Самокат», – рассказали в «ЗМК».

В 2021 году предприятие рассчитывает увеличить объемы производства на 2,6%, расширить продуктовую линейку и географию поставок, нарастив присутствие в торговых сетях «Перекресток» и «Магнит» и подключив новых дистрибьютеров.

Milknews вместе с Национальным союзом производителей молока и консалтинговым агентством Streda Consulting включили ХК «Ак Барс» (Зеленодольский молкомбинат) в топ-30 производителей молока страны. Среди основных параметров для оценки была сумма выручки от продаж молочной продукции. Татарстанское предприятие расположилось на 22 позиции рейтинга с выручкой в 8,3 млрд руб. по итогам 2019 года.

Управляющий акционер ООО «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов сообщил РБК Татарстан, что в прошлом году Казанский молочный комбинат переработал 119,8 тыс. тонн продукции, что на 60% превышает показатели 2019-го. К началу 2021 году, отметил он, объем переработки молока на заводе в Казани, где проходит модернизация, увеличился до 500 тонн в сутки. Планируется, что к концу 2022 года комбинат будет ежесуточно перерабатывать 700 тонн молока. Готовой продукции произвели больше на 77%: с 60,9 тыс. до 108,1 тыс. тонн. Объем производства пастеризованного и ультрапастеризованного молока вырос с 43,5 тыс. тонн в 2019 году до 86,2 тыс. тонн в 2020-м.

«Колоссальная сырьевая база Республики Татарстан дает нам возможность расширять список поставщиков молока-сырья. Сегодня завод активно работает с поставщиками молока с Арского, Высокогорского, Сабинского, Тетюшского, Тюлячинского, Верхнеуслонского, Новошешминского и Кукморского районов», – отметил Шутов.

Продажи продукции Казанского молочного комбината, которая, в том числе, представлена в федеральных торговых сетях, по итогам прошлого года, выросли. «Расширение сотрудничества с ритейлерами послужило росту объемов продаж нескольких категорий продукции: наибольший рост за период с 2019 по 2020 годы показала категория молочных напитков (+65%), сыра (+25%) и пастеризованного молока (+11%). Согласно рейтингам независимой социологической компании Nielsen, за год доля рынка продукции Казанского молочного комбината выросла с 7,2 до 9,4%», – сообщил управляющий акционер ООО «КОМОС ГРУПП».

В пресс-службе АО «Агросила» рассказали, что в 2020 году было переработано на 25% больше, молока, чем годом ранее, или 48,3 тыс. тонн. Молока было произведено на 31% больше, чем годом нее – 24,2 тыс. тонн. В целом, компания за год зафиксировала 26% прироста объема произведенной продукции до 37,9 тыс. тонн.

«Наиболее интенсивный рост производства произошел по молоку и кисломолочной продукции, за счет расширения поставок продуктовой линейки предприятия в сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». Стартовали продажи на Ozon, открылись экспортные поставки в Казахстан и Азербайджан», – сообщили РБК Татарстан в АО «Агросила».

Региональный директор по корпоративным отношениям АО «ДАНОН РОССИЯ» Мария Жаркова рассказала, что в течение 2020 года суточный объем переработки на филиале «Молочный комбинат «Эдельвейс» увеличился практически на 30%, по сравнению с 2019 годом.

«Ключевая категория, давшая такой рост – питьевое молоко. Это результат стратегии компании сделать продукт доступнее для потребителя, особенно учитывая потребительский тренд готовки дома, сложившийся в 2020-ом году в связи с пандемией и самоизоляцией», – сказала Жаркова.

В Татарстане, по ее словам, у компании насчитывается 10 поставщиков сырого молока, из них 8 – сельхозпредприятия, которые сотрудничают с Danone на постоянной основе.

Представители ритейла зафиксировали в истекшем году рост спроса на данный сегмент продовольственной продукции. В пресс-службе X5 Retail Group рассказали, что спрос на молоко, кисломолочную продукцию, масло и сыры в магазинах сети «Пятерочка» в Татарстане в 2020 году, в среднем, был на 20% выше, чем в 2019-м.

«Наибольший рост спроса отмечался в апреле, когда продукцию данных категорий покупали на 34% активнее, чем в аналогичный период прошлого года. Доля местных производителей в товарообороте «Пятерочки» в регионе превышает 30%, а отдельно в категории «молочная гастрономия» – 80%», – рассказали в пресс-службе компании-ритейлера.

В пресс-службе розничной сети «Магнит» сообщили, что положительная динамика спроса на молочную продукцию в РТ составила, в среднем, 5% «Ключевыми поставщиками молочной продукции на рынке Татарстана являются Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат, «Алабуга Соте», – добавили в компании.

При этом ритейлер отметил увеличение доли региональных поставщиков выросла. «Мы видим, что продукция местных производителей узнаваема и любима жителями, поэтому нам важно, чтобы такие продукты были на полках наших магазинов, в том числе, за пределами родного региона. Поэтому в этом году мы активно продолжим сотрудничать с поставщиками Республики Татарстан», – отметили в пресс-службе сети «Магнит».

Заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК, гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова отметила, что молочная отрасль, в отличие от ряда других, почувствовала влияние коронакризиса во второй половине 2020 года, когда для россиян стали очевидны последствия пандемии в виде закрытия заведений сегмента хореки и других. Закрытие бизнесов негативно повлияло на платежеспособный спрос. В результате, в IV квартале 2020 года спрос сместился с функциональных молочных продуктов на традиционные.

«В 2021 году эти тенденции продолжатся – потребление молочных продуктов будет перераспределяться между категориями, а конкуренция расти. В IV квартале 2020 года цены на молоко-сырье возросли, но переработчики только сейчас начали транслировать это повышение в розничных сетях. Кроме того, повышение цен на другие продукты питания, такие как мясо, яйца, сахар, растительное масло, будут также влиять на спрос по молочным категориям в ближайший год», – сказала Марина Петрова.

Эксперт добавила, что на молочную отрасль повлияют еще 2 фактора: вероятная отмена CAPEX (механизма возмещения части прямых понесенных затрат на капитальное строительство) и введение системы цифровой маркировки. «Если в 2021 году будет принято решение об отмене компенсации CAPEX на строительство молочных ферм, то, безусловно, инвестиционная активность снизится, и объемы производства молока в сельхозобразованиях сократятся до показателей, которые наблюдались с 2000 по 2017 год (около 1% в год)», – сказала эксперт.

Введение маркировки, по мнению аналитика, приведет к тому, что некрупные переработчики молока будут вынуждены закрыть производство, потому что не выдержат конкуренцию с крупными перерабатывающими предприятиями. Введение системы «Меркурий» было сложным для крупного бизнеса, то система маркировки, которая, по сути, является дублирующей, будет слишком дорогостоящей для малых и средних предприятий.

«Возможное кредитование для введения системы маркировки (пусть и беспроцентное) также не является решением проблемы, потому что малому и среднему бизнесу будет крайне сложно обосновать дополнительную кредитную нагрузку и не нужно забывать, что «тело кредита» нужно будет все равно погашать, а это скажется на себестоимости продукции. Важно учитывать, что в текущей экономической ситуации введение маркировки и отмена компенсации CAPEX – существенные факторы риска для молочной отрасли. Поэтому я считаю, что молочную отрасль необходимо вывести из системы маркировки, как это было сделано с мясной отраслью. Увеличение объемов производства молока и активный рост переработки внутри региона – это всегда позитивный фактор развития, потому что есть примеры других регионов-лидеров, которые реализуют сырое молоко в сопредельные области и регион теряет маржинальность», – отметила Марина Петрова.

 

1615797536
Источник: "РБК"

Молоко

2639 просмотров

Также рекомендуем:


2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы