Оптовые продовольственные рынки помогут на 20% сократить издержки на пути продуктов к потребителю
Оптовые продовольственные рынки помогут на 20% сократить издержки на пути продуктов питания к потребителю, считают в Центросоюзе.
"Из-за отсутствия конкуренции логистические услуги на продовольственном рынке России сейчас в 2,5 раза дороже, чем в странах Евросоюза. Применение логистики в этой сфере может привести к сокращению издержек до 20%, а, следовательно, к снижению цен и повышению конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке", - заявил "Интерфаксу" председатель совета Центросоюза России Дмитрий Зубов. Он прокомментировал утвержденную правительством концепцию развития оптовых продовольственных рынков (ОПР).
По словам Зубова, системная работа по возрождению оптовых продовольственных рынков позволит исправить серьезные перекосы, которые есть сейчас в структуре оптовой торговли. "У нас огромная территория, большие расстояния, неравномерно заселенные территории, и работа товаропроизводителей рассредоточена. Это усложняет логистику и делает издержки более высокими, - сказал он. - Около Москвы и Санкт-Петербурга сконцентрированы современные мультитемпературные комплексы, которые позволяют хранить, осуществлять предпродажную подготовку, расфасовку продукции. По мнению экспертов, это составляет около 80% всех оптовых услуг в России. А, например, в Испании в каждом городе численностью более 100 тыс. человек создан и функционирует один оптовый рынок, услугами которого пользуются розничная торговля и общественное питание".
Как отметил Зубов, одной из основных целей создания оптовых продовольственных рынков и логистических распределительных центров является восстановление нарушенных экономических и продовольственных связей между товаропроизводителем и потребителем. Это позволит избежать потерь на рынке, которые сегодня составляют до 30% производимого объема продукции, ускорить процессы кооперации между мелкими сельхозпроизводителями и потребительскими кооперативами. "От этого выиграют и рядовые покупатели, так как оптимизация товарных потоков исключает лишних посредников, следовательно, появится эффективный инструмент для сдерживания роста цен на скоропортящиеся продукты питания", - отметил Зубов,
При этом глава Центросоюза сообщил, что потребительская кооперация традиционно предоставляет населению возможность реализовывать собственную и собранную продукцию. Постоянными сдатчиками сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов и ягод, лекарственно-технического сырья организациям потребительской кооперации являются 860 тыс. сельских жителей. Общая стоимость закупленной сельхозпродукции и сырья в 2020 году составила 21,5 млрд рублей. Часть продукции кооператоры перерабатывают на своих предприятиях (консервные заводы, предприятия общепита), часть - реализуют через собственные торговые сети, пояснил он.
Центросоюз - некоммерческая организация, высший координирующий орган потребительской кооперации России (создана в 1831 году). Она насчитывает 1,3 млн пайщиков, 102 районных потребсоюза, охватывает 71 регион РФ.
Концепция развития оптовых продовольственных рынков определяет ОПР как предприятие, которое предоставляет конкурирующим между собой оптовикам торговые места, оборудование и различные услуги. В их числе, например, погрузочно-разгрузочные работы, охрана товаров, санитарная обработка помещений, уборка территорий, информационное и рекламное обеспечение, а также услуги связи. Уточняется, что на площадках ОПР возможна и розничная торговля, однако ее рекомендуется вести в обособленной зоне.
В документе также сформулированы ключевые задачи в сфере развития ОПР. Во-первых, это совершенствование правового регулирования. Во-вторых, улучшение инфраструктуры. В-третьих, государственная поддержка оптовых площадок. Конкретные шаги по решению этих задач будут представлены в специальном плане мероприятий. Его поручено подготовить Минпромторгу в шестимесячный срок.
торговля