компоненты

«Известия»: наценка на социально значимые товары снизилась в 2,5 раза


Совокупная наценка на социально значимые товары снизилась в 2,5 раза и составила 6,4% по итогам 2023 года, в 2022-м этот показатель находился на уровне 16%. Об этом свидетельствуют данные ФАС на основе информации 11 крупнейших торговых сетей. Ритейлу и властям удалось сбалансировать цены: число жалоб на подорожание сократилось в 11,5 раза. В целом разница между ценами поставщиков и продавцов может достигать 100–200%, говорят эксперты. Что позволило стабилизировать ситуацию — в материале «Известий».
 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила ежегодный доклад о развитии конкуренции, проект документа уже разослан в ведомства на ознакомление (есть у «Известий»). В разделе об устойчивости рынка социально значимых продуктов служба проанализировала, как менялась их стоимость в течение прошлого года. В частности, ФАС зафиксировала, что в среднем наценка на них резко сократилась — до 6,4% в 2023 году с 16% — в 2022-м и 22% — в 2021-м.

Служба вывела этот показатель на основе данных, которые предоставили 11 федеральных торговых сетей. Речь идет о таких продуктах, как говядина, свинина, мясо птицы, масло, чай, овощи, молоко и другие. Всего чуть более 20 категорий. При этом не стоит забывать, что инфляция в стране по-прежнему находится на довольно высоком уровне и это не позволяет механизмам стабилизации цен работать в полной мере.

«В 2023 году продолжалось развитие механизмов стабилизации цен на социально значимых товарных рынках», — подчеркнула ФАС в своем докладе.

Среди них служба выделила различные виды мониторинга (например, ценовой ситуации и непосредственно розничной стоимости товаров первой необходимости), а также анализ показателей производителей продуктов. Плюс к этому антимонопольщики активно проводили внеплановые проверки. В итоге в прошлом году служба возбудила 18 дел, приняла девять решений о нарушении законодательства и выдала 11 предостережений.

Особо ФАС отметила и другой подход, который помог стабилизировать ситуацию. Это соглашения, которые заключают власти и бизнес о добровольном ограничении наценок (речь идет о показателе в 5% или 10%).

«На середину марта 2024 года такие соглашения действуют в 35 регионах, они заключены с 9,4 тыс. организациями торговли, 46 производителями и 23 оптовыми организациями», — говорится в докладе ФАС.

Все принятые меры способствовали стабилизации ситуации, что повысило доступность товаров для граждан, говорится в докладе, «в результате, в прошлом году отмечается снижение количества жалоб граждан по вопросу роста цен на продукты питания». Так, к примеру, в 2022-м на горячую линию ФАС поступило 22 тыс. подобных сообщений, а в 2023-м только 1,9 тыс. — то есть показатель сократился в 11,6 раза. Это свидетельство того, что власти принимают эффективные меры, которые сдерживают рост стоимости, отметила служба в своем докладе.

ФАС активно работает с торговыми сетями по вопросу ценообразования на продовольственные товары первой необходимости, отметили «Известиям» в службе. По ее предложению ряд федеральных ритейлеров добровольно ограничили наценки на позиции 25 категорий социально значимых товаров, добавили там.

Минсельхоз держит на особом контроле ситуацию со стоимостью такой продукции, отметили в ведомстве. В начале 2024 года отпускные цены на некоторую продукцию были ниже, чем за аналогичный период 2023-го, либо остались примерно на том же уровне, отметили там. В Минпромторге добавили, что ряд компаний устанавливает нулевую и даже отрицательную торговую наценку на продукты питания за счет собственной прибыли.

Наряду с объективными факторами, которые влияли на стоимость социально значимых товаров в 2022-м (колебания курса рубля, сокращение конкуренции из-за ухода иностранных компаний и усложнение цепочек поставок), 2023 год характеризовался многочисленными спекулятивными практиками бизнеса, отметил «Известиям» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

— Мы регулярно наблюдали попытки создать искусственный ажиотаж и получить необоснованную выгоду, в которые оказывались вовлеченными производители, дистрибьюторы и торговые сети, — подчеркнул эксперт. — ФАС не просто выработала эффективные меры по пресечению спекуляций, но и активно занимается профилактикой подобных нарушений. Это находит прямое отражение в снижении наценки на социально значимые товары и сокращении количества жалоб потребителей.

1714718911
Источник: Известия

АПК

562 просмотра

Также рекомендуем:


2 форум
Молочные заводы
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы