У крупных ритейлеров Черноземья наценка на молоко не превышает 5%
В августе к программе добровольного ограничения наценки на социально значимые товары присоединились 30 региональных торговых сетей из 25 субъектов страны, о чем сообщил ТАСС. В перечень социально значимых товаров входит более 20 позиций, среди которых некоторые виды мяса, круп, а также соль, молоко, овощи борщевого набора и прочее.
За все время действия программы к ней уже успели присоединиться такие крупные игроки, как X5 Group, «О’кей», «Магнит», «Ашан» и другие. Редакция РБК Черноземье обратилась к ритейлерам с вопросом о том, насколько сильно программа влияет на сбыт и потребление продуктов первой необходимости.
В X5 Group заявили, что в сети «Пятерочка» с начала прошлого года компания ввела ограничение торговой наценки на товары «первой цены» более чем в 20 категориях. В этот перечень входят товары с минимальной закупочной ценой вне зависимости от веса, сорта и упаковки. Это позволяет гарантировать самую выгодную цену на продукты в каждой торговой точке с учетом поставок от местных производителей. При этом в компании с введением программы не отмечают значительных изменений спроса или трафика.
«Размер наценки определяется рыночным методом в зависимости от спроса и предложения на рынке: минимальный уровень наценки не ограничен, а ее верхний предел не может превышать либо 5%, либо 10% в зависимости от категории. Торговые расходы на эти товары компания покрывает за свой счет», — сообщили в пресс-службе X5 Group.
«Ашан» в начале 2022 года присоединился к нововведению и ограничил наценку в 26 категориях товаров до 5% и до 10% в 100 городах своего присутствия. Черноземье не стало исключением — здесь программа добровольной наценки действует с марта прошлого года. В регионе покупателям доступны шесть наименований молока, на которое средневзвешенная наценка не превышает 5%. Всего в магазинах «Ашан» в Черноземье действует добровольное ограничение наценки на ряд артикулов, входящих в «Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (Постановление правительства РФ от 15 июля 2010 г. №530). А также на три дополнительные категории товаров: кефир, творог и свекла.
«Участие компании «Ашан» в добровольном ограничении наценки позитивно влияет на лояльность текущих клиентов и является конкурентным преимуществом по отношению к другим федеральным сетям, не участвующим в данной программе», — считают в пресс-службе «Ашан Ритейл Россия».
Аналогичный запрос редакция РБК Черноземье отправила и сети «Магнит», однако ритейлер от комментариев отказался.
Программа добровольного ограничения наценки вызвала ряд противоречий у Минсельхоза, Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы. В феврале ведомства не поддержали инициативу Госдумы ввиду возникновения риска дестабилизации экономики и дефицита, о чем в августе сообщил «Коммерсантъ».
Для РБК Черноземье ситуацию прояснил эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов. Он отметил, что сомневается в вероятности возникновения острой нехватки продуктов питания и товаров первой необходимости в связи с введением добровольного ограничения наценки в продуктовых сетях: «Во-первых, — сказал он, — за ситуацией на рынке следит ряд ведомств, в том числе ФАС. В случае возникновения сложной ситуации к виновным могут быть приняты жесткие меры. Во-вторых, положение дел мониторят руководители регионов, которые тоже могут вмешаться в происходящее. Так что дефицит, подобный тому, какой я лично наблюдал во второй половине 1980-х годов, может и не состояться».
Так же он прокомментировал вопрос с ценами в несетевых магазинах «шаговой доступности», который остается на повестке дня. По его мнению, цены в них не будут сильно завышаться, так как по ассортименту они не могут конкурировать с сетевыми ритейлерами.
Молоко