Анатолий Лосев, "Молвест" Коронавирус повлиял как на процессы внутри компании, так и на потребительский спрос
2020-тый год стал нелегким для всех. Обвал рубля и коронавирус сильно сказались на доходах населения. Цены при этом растут. В итоге предприятия вынуждены подстраиваться под новые реалии. Генеральный директор компании “Молвест” Анатолий Лосев рассказал Milknews о потерях, планах на будущее и готовности предприятия к внедрению маркировки.
Milknews: Как на предприятие повлияли новые реалии - коронавирус, самоизоляция?
А. Лосев: Коронавирус изменил жизнь и поведение людей, соответственно, это повлияло как на процессы внутри компании, так и на потребительский спрос. С точки зрения внешних факторов, спрос упал по каналам HoReCa, школьное молоко, детские сады и т.д. В марте потери составляли в пересчете на перерабатываемое молоко порядка 1500 тонн. Сейчас восстановились школы, детские сады, но уже есть информация, что некоторые классы опять уходят на карантин, то есть в полном объёме рынок недолго работал. И тем более есть риски, что опять всех отправят на самоизоляцию. В HoReCa, мы понимаем, что рестораны и кафе, несмотря на то, что был всплеск посещаемости, когда только всё открылось, сейчас поток людей снова сократился примерно на 30%. Что касается внутренних процессов, пришлось потратиться на излишнюю численность, на санитайзеры и прочее оборудование для обеспечения требований Роспотребнадзора. Естественно, некоторое количество людей в компании болели или болеют коронавирусом, это, конечно, уменьшает производительность и эффективность. Многие, в основном офисные сотрудники, работают на удалёнке, и это потребовало подстраивать некоторые процедуры внутри. Но ничего, со всем справились.
С точки зрения нарушения логистических потоков и прочего, этого, к счастью, не произошло. В этой области всё нормально.
Milknews: Как изменился спрос на продукцию?
А. Лосев: На самом деле, это началось ещё до коронавируса. Видимо, сказываются нарастающие кризисные явления, в частности, уменьшение реальных доходов населения. Это приводит к другому потребительскому стилю поведения. То есть люди начинают рационально подходить к покупкам, и это приводит к большему количеству акций, к большей их глубине. Люди начинают сознательно тратить меньше и тщательно рассчитывать свой бюджет. Реально смотрят: выгодно или нет, сколько весит, сколько стоит, глубину скидки, что я получаю за те деньги, которые я отдаю в магазине. И всё это требует подстройки. В такой ситуации сложнее выводить новинки на рынок. Есть и другие трудности, связанные с требованиями торговых сетей, так как это в большинстве своем магазины самообслуживания, там есть весовые продукты. Однако сейчас доля упакованных продуктов на полках растет со скоростью 30-50% в год. То есть мы прогнозируем, что весового открытого товара останется очень мало. И это никак не связано с пандемией, а напрямую зависит от развития розничной торговли. В частности, с экономией собственных издержек, потому что в отделе развесных товаров всегда должен быть человек, который взвешивает, дополнительное оборудование и так далее.
Milknews: Есть ли какие-то проекты по расширению и модернизации производства?
А. Лосев: Мы каждый год инвестируем в развитие производства около миллиарда. В прошлом году мы занимались проектом по переработке сыворотки. Сейчас идет освоение рынков сбыта. К сожалению, пандемия закрыла границы, и не все наши планы выполнялись, потому что часть продуктов мы хотели экспортировать. И вторая проблема связана с тем, что спортивные залы были закрыты, сейчас где-то открылись, но рынок еще не восстановился. А основной продукт у нас - это концентрат сывороточного белка и фермент. Со вторым проблем нет, а вот для первого рынок сильно сократился. Поэтому не совсем по бизнес-плану идет развитие этого проекта. А во всем остальном мы модернизируем оборудование, в какие-то сегменты немного больше вложили, например, в творожное направление.
Milknews: Какие планы на экспорт? Куда будете отправлять продукцию?
А. Лосев: Что касается молочных товаров - это Ближнее Зарубежье. Что касается сухих ингредиентов - это весь мир. Если конкретнее - это рынок Китая, Ближнего Востока и Европы.
Milknews: Как “Молвест” готовится к введению маркировки?
А. Лосев: Насчет маркировки мы свое мнение не меняли. Мы считаем, что это излишняя форма контроля, потому что она даст существенно больше издержек, чем пользы. В том числе и для государства. Потому что мы будем вынуждены отвлечь и свои инвестиционные средства, на которые рассчитывали модернизировать производство, очистные сооружение. Придется потратить эти все средства на маркировку. Ну и само по себе изъятие прибыли в таких масштабах в течение года сопоставимо с суммой уплаты налога на прибыль, и даже вдвое больше. То есть то, что мы будем тратить на поддержание этой системы: на этикетки, оборудование, дополнительные рабочие места и так далее, это вдвое превышает наши текущие отчисления по налогу на прибыль. А аргументы наших оппонентов: “Включите всё в цену и поднимите её”, - это, конечно, вариант, но население, к сожалению, не готово платить за все это. Мы и так дважды в год вынуждены увеличивать цену, но каждый раз это очень болезненно сказывается на потребительском спросе. А если включать в стоимость ещё и эти издержки, то это однозначно снизит объем продаж.
В 2021 году собираются вводить абсолютно драконовскую ответственность за несоблюдение предписанных мер, но, мы считаем, что это как-то не правильно. Это же не водка, в составе стоимости которой акциза в три четверти цены. И вводить такую ответственность это излишне абсолютно.
Milknews: Успевает ли “Молвест” внедрить систему к 2021 году?
А. Лосев: Речь идет о 600 миллионах рублей. И, действительно, до сих пор не по всем линиям есть технические решения. И, к сожалению, представители ЦРПТ дают понять, что проблемы по нанесению или считыванию штрих-кодов - это проблемы производителей. Понятно, что наша. Но некоторые линии в таком случае мы будем вынуждены полностью остановить при таком подходе. Потому что технических решений нет. Те 2-3 компании, которые приезжают на производство, не могут нам ничего предложить.
Мы законопослушная компания, и если нам скажут, что ваш продукт без маркировки не примут, нам ничего не остается делать, как ставить все это оборудование. Просто это должно быть сделано в разумный срок и в определенной последовательности. А сейчас позиция такая, что вот есть срок, и как хотите, так и успевайте. К 2021 году внедрить маркировку невозможно ни технически, ни по сроку. Осталось по сути три месяца. Этого даже недостаточно для поставки монтажа этого оборудования, его же надо еще наладить, интегрировать в общие сети. И это целая отрасль. Этого оборудования необходимо огромное количество на все производства. Все оборудование, составляющие, комплектующие. Я не очень понимаю, как это все будет делаться. И это несмотря на то, что сейчас все предприятия отрасли находятся в той или иной стадии эксперимента. Мы тоже сейчас продумываем где купить оборудование, как поставить, кто на нем будет работать. На некоторые вопросы мы ответы нашли, а на некоторые нет. У нас есть несколько линий (асептические линии, школьное молоко), на которых никто из рекомендованных ЦРПТ поставщиков оборудования не в состоянии решить вопрос с маркировкой. Пока есть только один выход: останавливать линию.
Плюс ко всему желание проследить каждую единицу продукции на каждом этапе увеличивает ее стоимость примерно вдвое. Потому что нам придется увеличить мощность примерно на 30%, увеличить площади, плюс ко всему нам необходимо полность переделать логистику, потоу что если сейчас в большинстве случаем набор продуктов осуществляется водителем, дальше это будет невозможно. Это потребует увеличение штата и формирование каждого заказа на складах.