Светлана Барсукова, АО «Агросила» Текущие события не снизили наши производственные показатели
«Агросила» — одна из лидирующих компаний по объемам производства молока в Республике Татарстан. В рейтинге, опубликованном Milknews, она заняла третье место с показателем валового надоя 68,1 тыс. тонн. Milknews узнал у генерального директора АО «Агросила» Светланы Барсуковой, как холдинг справляется с вызовами нынешнего времени и насколько сейчас производительна компания.
Milknews: Сколько продукции производит сейчас «Агросила-Молоко»?
С. Барсукова: «Агросила-Молоко» перерабатывает порядка 230 тонн сырья в сутки и производит 49 тысяч тонн продукции ежегодно. Текущие события на производственные показатели негативно не повлияли. Скорее, наоборот: благодаря вводу новой линии по производству рассольных и полутвердых сыров, количество перерабатываемого сырья и готовой продукции увеличилось.
Milknews: какие категории продукции и направления развития компании в данный момент приоритетны?
С. Барсукова: Большой проект, запланированный на 2023 год, — строительство молочного комплекса «Сарман» на 4,5 тысячи голов дойного стада. Это аналог того, что мы построили и ввели в эксплуатацию в 2022 году в Азнакаевском районе Республики Татарстан. Планируем ввести объект в эксплуатацию в 2024-2025 годах. Это позволит более эффективно работать при производстве сырого молока.
Milknews: Как обстоят дела с запуском новых линий?
С. Барсукова: Проект по строительству линий рассольных и полутвердых сыров мы запустили в 2021 году. Рассольные сыры начали производить уже весной 2022 года и в настоящее время поставляем их в розничные сети, где они успешно продаются.
Линию по производству полутвердых сыров мы планируем ввести в эксплуатацию в ноябре этого года. К сожалению, пришлось немного сместить запуск — австрийское оборудование для производства полутвердых сыров задержалось в пути на два месяца в связи с ограничительными мероприятиями, которые начали вводить в марте 2022 года. Были сложности со страхованием груза и выбором логистической компании, которая доставит его.
При этом хотелось бы отметить, что все проблемы были оперативно решены — оборудование пришло и уже смонтировано на производственной площадке «Агросила-Молоко» при участии официального дилера, действующего на территории Российской Федерации. 14 сентября мы сварили первый полутвердый сыр и сейчас налаживаем технологический процесс, а также заканчиваем строить склад для хранения полутвердых сыров. В начале 2023 года планируем поставить наш продукт в розничные сети.
Milknews: Есть ли интересные инвестиционные проекты?
С. Барсукова: На 2023 год мы запланировали инвестиции в размере 5,6 млрд рублей, 50% из которых будут направлены на модернизацию направлений растениеводства и животноводства. В планах нашего холдинга нарастить парк сельскохозяйственной техники, в том числе за счет отечественных производителей, переоснастить тракторный парк, начать плановую замену зерноуборочных комбайнов.
Еще одна цель — закончить реконструкцию Набережночелнинского элеватора, где хранятся большие запасы зерна. Работу начали уже в этом году.
Кроме того, планируем в 2023 году ввести в эксплуатацию второй этап локальных очистных сооружений. Этот крупный проект мы реализуем в нашем птицеводческом направлении.
Также мы собираемся заключить инвестиционное соглашение в размере 621 млн рублей для развития сахаропроизводящей отрасли нашего холдинга — Заинского сахарного завода. К 2023 году планируем довести переработку сахарной свеклы на этом заводе до 10 тысяч тонн в сутки. Для этого реконструируем завод.
Milknews: Каков процент импортной продукции в холдинге?
С. Барсукова: Доля сельскохозяйственной импортной техники в нашем холдинге составляет 40%. При этом на ней выполняется 70% от всех наших агроопераций. Безусловно, для снижения рисков необходимо обновить с/х оборудование. Мы нацелены на приобретение новой техники именно отечественного производства.
Однако нужно понимать, что посевная площадь нашего холдинга — 252 тысячи гектаров. Чтобы обработать такой объем земли, естественно, мы используем мощную и широкозахватную технику. В настоящее время есть сложности с производством и поставкой тракторов производителей высокомощных тракторов — в России и сопредельных государствах их практически нет. С развитием технологий машиностроения и возможностей создания подобного рода техники мы станем ориентироваться на отечественного производителя.
Milknews: С чем компания сегодня испытывает трудности?
С. Барсукова: Производственный процесс вообще все время сопряжен с внешними событиями, которые ставят перед тобой вызовы. Текущие обстоятельства тоже поставили вызовы перед всеми предприятиями нашего холдинга и перед холдингом в целом. Единственный способ продолжать работу — принять эти вызовы и успешно их разрешить. Поэтому в настоящее время у нас возникают сложности с поставками тех или иных товаров и материалов, но мы знаем, как их преодолеть: либо использовать аналоги, в том числе отечественные, либо изменить логистические маршруты, либо изготавливать самостоятельно.
В нашем холдинге достаточно успешно развиваются проекты, связанные с самостоятельным изготовлением тех или иных запчастей для оборудования. Как пример — наше предприятие «Агросила-сервис», которое успешно производит комплектующие и запчасти для техники, использующейся на полях холдинга. Это позволило заменить некоторых импортных поставщиков.
Milknews: Были ли у вас проблемы, последовавшие после введения санкций: дефицит упаковки, отсутствие каких-то ингредиентов в связи со сложной транспортировкой?
С. Барсукова: У нас были достаточно большие сложности с упаковкой для молочной продукции. Мы используем TetraPak и в одно время были вынуждены искать альтернативных поставщиков аналогичной упаковки в Китае, странах северной Африки, ориентируясь на отзывы производителей, которые уже опробовали упаковку из этих стран. Затем заказывали тестовые партии товаров. Если тест был удачным, делали уже большой заказ.
Сбой случился лишь единожды, когда мы не смогли вовремя получить заказ из-за затруднительной логистики. Однако нам удалось не прервать поставки в розничные сети. Сейчас уже процесс отлажен. Но мы все равно не перестаем искать новых поставщиков, чтобы снизить риски, которые гипотетически могут возникнуть при каком-либо негативном изменении ситуации.
Milknews: Можно ли найти аналоги упаковки среди отечественных производителей упаковки?
С. Барсукова: Да, можно. Но качество все-таки не соответствует требованиям к срокам хранения продукта, который мы производим. А мы должны выдерживать качественные характеристики, указанные в договоре с розничными сетями. И, соответственно, оговоренные требования к сроку годности. В упаковке, способной выдерживать меньший срок хранения, будет уже совершенно другой продукт для перемещения на иные расстояния, о чем надо будет дополнительно говорить с b2b-потребителем.
Однако я вижу, что отечественная упаковка совершенствуется в соответствии с теми стандартами, которые предъявляют молочные производители. Уверена, что в итоге российские производители смогут создать востребованную нами, конкурентную упаковку.
Milknews: Коснулся ли вас ребрендинг из-за дефицита красок для производства упаковки?
С. Барсукова: Упаковку продукции, которую наш холдинг производит как СТМ, мы поменяли по согласованию с ее b2b-потребителем на более простую, с меньшим количеством краски и рисунков, чем было в ней ранее. При этом качественные характеристики продукции никоим образом не пострадали. Учитывая, что это СТМ, которая находится в доступном ценовом сегменте для конечного физического потребителя, товар остался столь же востребованным.
Цветовую гамму продукции под собственным брендом удалось не менять, сохранить. Хотя у нас возникли определенные сложности с качеством картона для ее упаковки. Серый картон может использоваться под цветную упаковку, а наша — белая, потому и картон должен быть белоснежным. Однако мы быстро решили эту проблему, отыскав картон того цвета, который необходим, в Китае, Тунисе и сопредельных странах.
Milknews: На сколько в связи с текущими событиями выросла себестоимость продукции?
С. Барсукова: В среднем по холдингу рост составил от 8% до 33%. В молочной переработке — как раз 33%. Это связано, в основном, с комплектующими оборудования и с упаковкой. Однако на самом деле тенденция к увеличению себестоимости началась еще в 2021 году.
Milknews: Отразилось ли это на конечной цене для потребителя?
С. Барсукова: Конечно, за 2022-й год цены на молоко в розничных сетях выросли. Однако рентабельность производств, изготавливающих ультрапастеризованное молоко, составляет в среднем 1%. Также не стоит забывать, что на стоимость каждого килограмма производимого продукта влияют траты в рамках системы маркировки молочной продукции, которая используется в настоящее время. То есть говорить, что производитель конечного продукта наживается на потребителе и формирует для себя запасы, некорректно и неправильно.
Хочу сказать, что ритейлеры относятся к этому с пониманием — мы находимся с ними в постоянном диалоге. Мы доказываем необходимость тех или иных изменений, они выдвигают свои контраргументы — и далее вместе ищем компромисс. Сейчас нам это удается.
Milknews: Устраивает ли Вас рентабельность производства?
С. Барсукова: Я считаю, что надо стремиться к большему. Собственно, вся работа нашего холдинга направлена на то, чтобы получить как можно более высокий результат. С учетом того, что в среднем наша рентабельность производства на текущий момент составляет 6%, мы работаем над ее улучшением и увеличением.
Milknews: Насколько на данный момент сложная ситуация на рынке для производителей молочной продукции?
С. Барсукова: Вероятнее всего, со сложностями столкнутся небольшие производители молочной продукции: крестьянско-фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели. Они производят небольшой объем товаров, но в целом все вместе формируют определенную нишу на молочном рынке. В свете той ситуации, которая сложилась на текущий момент, думаю, есть риск прекращения деятельности и ухода с рынка подобных хозяйств.
Milknews: Предоставлял ли холдинг брони в связи с частичной мобилизацией?
С. Барсукова: Действующее законодательство предполагает возможность бронирования тех или иных должностей на предприятиях. В том числе — на предприятиях агропромышленного комплекса. Мы, безусловно, работаем в этом направлении. И с учетом тех возможностей, которое дает нам действующее законодательство, стараемся сохранить производственный процесс, чтобы обеспечить стабильность экономики в регионах нашего присутствия и насколько можем — по России.