Артем Белов, Союзмолоко В ближайшее время мы увидим прорыв экспорта в молочной отрасли
Сегодня Федеральный центр «Агроэкспорт» совместно с Минсельхозом России при участии РЭЦ провел ежегодную открытую конференцию «Меры повышения конкурентоспособности российских экспортеров продукции АПК», в которой приняли участие представители органов власти, аграрного бизнеса и отраслевых союзов. В своем выступлении генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов
рассказал о мерах поддержки государством молочной отрасли в целях увеличения экспорта российской продукции на зарубежные рынки.
В прошлом году мы столкнулись с достаточно серьезным перепроизводством, что значительно повлияло на рынок молока. Мне кажется, что в молочной отрасли мы сейчас переживаем период, когда парадигма развития индустрии принципиально меняется.
Если последние 10 лет отрасль развивалась за счет активного импортозамещения, и за этот период на 30% сократился объем импорта молочных продуктов в Россию, появились условия для динамичного развития российского производства в сырьевом и перерабатывающем секторах, то сейчас, по итогам 2022 года, если брать в расчет Республику Беларусь, мы на 100% обеспечиваем себя молоком и молочными продуктами. Если не учитывать Республику Беларусь, то уровень обеспеченности все равно максимально приблизился к уровню доктрины продовольственной безопасности, и по итогам прошлого года составил 86%. Поэтому в каком-то смысле экспорт для бизнеса становится безальтернативным приоритетом.
Экспортная парадигма стала безусловной для зерновиков 15 лет назад, для масло-жировиков - 10 лет назад, и 5 лет назад - для птицеводов. Сейчас мы находимся на той же стадии.
Второй важный тезис - бизнес очень хорошо понимает, что парадигма меняется, и экспорт из красивой и перспективной картины, превратился в реальную стратегию большого количества компаний.
Конечно, по объемам мы пока не можем похвастаться фантастическими результатами, но обращу внимание, что после рыбной индустрии по количеству компаний, занимающихся экспортом, молочники занимают второе место. Из 600 или 700 молочных компаний 260 экспортируют свою продукцию. Тогда как в рыбной индустрии это соотношение - 700 из 1300. Я думаю, что это хорошая база.
Приведу еще несколько цифр, подтверждающих эту парадигму. По итогам I полугодия мы идем на уровне прошлого года, но хочу обратить внимание на те позиции, которые являются критически важными с точки зрения экспорта, на которые приходится 80% мировой торговли молочными продуктами – это сухое молоко, сыворотка, сыр и масло.
Объем экспорта СОМ из России за полгода оказался на 55% выше, чем за весь прошлый год, а объем СЦМ - на 12%. По сыворотке за полгода мы поставили столько же, сколько за прошлый год. Вы можете сказать, что это эффект низкой базы. Да, эффект низкой базы тоже сыграл роль, но по СОМ мы за полгода поставили на экспорт 5% от его годового производства. Если такая тенденция сохранится, а у меня есть большая надежда, что во втором полугодии мы еще прирастем в объемах экспорта, и этому будут способствовать меры господдержки, то мы на поставим экспорт 10% от объема производства. По сыворотке до конца года мы можем выйти на 20% от объема производства, сейчас это 10%. То есть экспорт для нашей индустрии и для целого ряда продуктов, которые мы производим, становится действительно критичной историей.
Экспорт активно развивается не только в страны постсоветского пространства (Казахстан, Грузия, Узбекистан, Армения), но и в Китай. И сейчас мы решаем последние технические моменты с Алжиром. У нас уже есть предконтрактные истории, которые позволят нам начать поставки в том числе в страны Северной Африки, а Алжир — это второй по емкости рынок после Китая.
Важную роль в развитии экспорта, конечно, сыграли меры государственной поддержки. Для нас очень важна логистика, поэтому спасибо Правительству и Министерству сельского хозяйства за то, что поддержали 100% субсидирование логистики. Да, мы рассчитываем на льготные кредиты, но для нас еще одна важная вещь, которая способствовала тому, что наши продукты (прежде всего сухие) стали конкурентноспособными. Три года назад было принято решение о том, что будут возмещаться прямые понесенные затраты для экспортоориентированных производителей сухих молочных продуктов. Почему это важно? Во-первых, потому что это самые большие рынки, измеряющиеся в десятках миллиардов долларов, а с другой стороны - эта отрасль в России традиционно была самой недоинвестированной. За 10 лет в молочную переработку вложили 400 млрд рублей. Так вот, доля вложений в сухие молочные продукты на 2020 год составляла всего лишь 10 млрд рублей. Это меньше 2% от общего процента вложений в индустрию.
За последние три года был реализован десяток проектов, часть из которых получила «капексы» Приведу несколько регионов: Калининград, Смоленск, Пермь, Саратов, Воронеж, Волгоград, Орел. Это проекты, которые либо находятся в стадии реализации, либо уже реализуются. Это десятки проектов, и это хорошая мера стимулирования, которая создаст конкурентноспособное производство.
Но не менее важную роль играют немонетарные меры поддержки. Во-первых, это страновые гиды и стратегии. С одной стороны, некоторые воспринимают их как абстрактную историю, с другой стороны — это информационное поле, в котором начинает работать бизнес. Когда это делается относительно доступно, при этом в материалах структурированы ключевые цифры, риски, требования и так далее – это действительно немного перестраивает менталитет бизнеса.
Вторая важнейшая история – это, конечно же, атташе. В чем я вижу ключевую роль и полезность атташе: во-первых, это молодые и очень замотивированные специалисты, которые выстраивают прямые отношения между российским бизнесом и покупателями на территории зарубежных стран. Если бы их не было, можно было бы продать товары? Наверное, можно, но очень часто мы бы сталкивались с трейдерами и посредниками. Например, с Китаем складывается одна из самых сложных историй, потому что чаще всего нам сложно выйти на конечного потребителя. Если мы работаем с дистрибьютером-трейдером, он забирает себе примерно 40% маржи. Но мы не можем конкурировать в такой ситуации – нужны прямые контакты.
Третья важнейшая история связана с работой Россельхознадзора. За последние полгода качество, скорость работы и аттестации предприятий для нас повысились кратно. Я хочу сказать за это огромное спасибо, потому что, с одной стороны соблюдаются интересы с точки зрения качества безопасности, а с другой стороны многие процессы стали гораздо быстрее, и это серьезно мотивирует.
Бизнес-миссии. В этом году они прошли в Филиппинах и Узбекистане, и сейчас, я знаю, ведутся переговоры конкретными компаниями о поставках. В этом году у нас был кейс с бизнес-миссией в Алжир – у РЭЦ она прошла в июне. Для нас - это один из приоритетных рынков. В рамках этой миссии прошли бизнес-встречи с семью крупнейшими компаниями, которые являются покупателями молочной продукции. По сути, мы охватили 80% рынка Алжира на уровне первых лиц: либо тех, кто отвечает в целом за закупку, либо самих руководителей, как в случае с крупнейшей государственной компанией ONIL.
Хорошая инфраструктура РЭЦ, глубокое знание проблематики отрасли Агроэкспортом - это синергия, которая действительно дает эффект. Правильное взаимодействие РЭЦ, Агроэкспорта, Минсельхоза, бизнеса и атташе дало отличный результат. Думаю, что в сентябре-октябре мы увидим реальные контракты на первые поставки в Алжир.
По прогнозам, в 2024 году как минимум сохранится динамика по экспорту, которая у нас есть сейчас. Я думаю, что по ключевым позициям экспорта – это прежде всего сухое молоко и сыворотка - у нас будут очень хорошие результаты. И как я уже говорил, мы сейчас находимся в той точке, в которой наши коллеги по другим отраслям находились несколько раньше. Поэтому я надеюсь, что в ближайшее время мы увидим прорыв экспорта в молочной отрасли.