компоненты

Даниил Бобков, Союзмолоко О главных моментах природоохранного регулирования молочной отрасли в 2023 году


О том, какие важные нововведения принес ушедший 2023 год в сферу природоохранного регулирования молочной отрасли, Milknews подробно рассказал менеджер по взаимодействию с органами государственной власти Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Даниил Бобков.
 

Пожалуй, 2023 год с точки зрения природоохранного регулирования для молочной отрасли стал наиболее насыщенным с точки зрения развития нормативной базы по устойчивой упаковке.

В первую очередь, надо отметить принятый в августе 2023 года закон о реформе расширенной ответственности производителей (РОП). Его ключевые положения, многократно обсуждавшиеся в бизнес-сообществе, в итоге стали следующими:

  1. Ответственность за утилизацию упаковки перенесена на производителей упаковки, чтобы упростить администрирование РОП. Импортеры продолжают нести ответственность, как и раньше.
  2. Нормативы утилизации к 2027 году достигнут 100%. В отраслевом сообществе часто звучит мнение о фактически недостижимом показателе по утилизации, тогда как регулятор дает контраргумент о том, что отвечать необходимо за весь объем продукции – ведь любое изделие может оказаться захороненным на полигоне твердых коммунальных отходов. Поэтапное повышение норматива – результат компромисса после длительных дискуссий.
  3. Использование вторсырья сохранят как способ снижения затрат в рамках РОП. Если упаковка содержит вторсырье, то для нее будет предусмотрена «скидка» в отношении расчета массы, за которую нужно нести ответственность. Детализация этого механизма – предмет подзаконного акта, который еще не утвержден.
  4. Рост ставок экосбора – напрямую не предусмотренный в Федеральном законе, однако крайне важный фактор, сильно влияющий на ход дискуссии. В ноябре 2023 года проект ставок вышел на общественные обсуждения, и на момент написания этой колонки значения ставок пока не утверждены. Однако есть понимание, что они будут многократно выше действующих, что должно с одной стороны побудить отрасль производства упаковки (и других товаров в рамках РОП) к развитию самостоятельной утилизации, с другой стороны – стать одним из важнейших факторов роста себестоимости упаковки в ближайшие годы.
Еще одним очень значимым направлением дискуссии по экологизации упаковки стали так называемые «запреты упаковки» – или, другими словами, исполнение мероприятий федерального проекта «Экономика замкнутого цикла».

Федпроект предусматривает введение ряда ограничений: до 5 видов упаковки должно быть ограничено в 2024 году, и до 20 – в 2030. Оживленная дискуссия между ведомствами и бизнесом шла почти весь год и продолжается до сих пор, поскольку ограничение практически любых форматов упаковочных решений – это прямые операционные издержки, а в худшем случае – необходимость в замене производственных мощностей, то есть капитальные затраты. Надеемся на максимально системный подход при принятии решений – любые ограничения должны иметь понятное обоснование, просчитанные издержки бизнеса, разумные сроки введения и, что немаловажно – четкое терминологическое и юридическое оформление.

По имеющейся на сегодня информации, подавляющее большинство жизненно важных для молочной отрасли форматов упаковки в запреты на 2024 год не попадут. Исключением может стать термоусадочная ПВХ-этикетка – материал, который обтягивает ПЭТ-бутылку с йогуртом или другим подобным продуктом. Союзмолоко на всех площадках подчеркивал, что резкий переход на другие материалы этикетки может стать причиной сбоев в цепочке поставок – на поиск альтернативных поставщиков и перенастройку оборудования нужно время. Кроме того, ПВХ как материал для этикетки дешевле своих аналогов, а также имеет, по нашей информации, более высокую степень локализации. Надеемся, что и по данному вопросу будем услышаны регулятором.

Помимо обсуждения экологичной упаковки, 2023 год запомнился также реформированием  механизма государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Напомню, долгое время заключение ГЭЭ необходимо было получать на «новую технику, технологию» - то есть предмет регулирования был крайне размыт, что порождало многочисленные споры, в том числе судебные.

После принятия в декабре 2023 года Государственной Думой закона, изменяющего предмет регулирования, стало по крайней мере ясно, после какого срока технология считается «новой» - она должна впервые применяться на территории России после 1 сентября 2025 года.

Однако новые условия вызывают и новые вопросы – как доказать, что технология действительно применяется впервые? Молочный завод, устанавливающий только что приобретенную производственную линию, может не подозревать, что его конкуренты в другом регионе давно используют аналогичное оборудование, а значит заключение ГЭЭ получать не нужно. Планируемый к созданию реестр заключений охватит только те площадки, которые получили заключение – все прочие, функционировавшие как пользователи «старой» технологии, заключений могут не иметь. Более того, сохраняется вопрос – как очертить «проекты технической документация на технологические процессы, оборудование, технические способы, методы», которые подлежат или не подлежат ГЭЭ?

В наиболее суровой трактовке это можно прочитать как «заключение ГЭЭ необходимо для каждой новой рецептуры», ведь рецепт продукта – это технический способ или метод. В законе, тем не менее, существуют оговорки, что повторное заключение ГЭЭ не нужно, если воздействие на окружающую среду при изменении проектной документации не увеличилось. Однако законом не указан порядок действий на случай, если заключение ГЭЭ ранее не было получено по причине отсутствия новой техники/технологии, но при этом вносятся изменения в производственный процесс. Вероятно, многие вопросы удастся снять в ходе обсуждения подзаконных актов и дальнейшей правоприменительной практики.

Немало интересного произошло и в сфере ветеринарного законодательства и вопросов биобезопасности. Приняты важнейшие изменения в закон «О ветеринарии», конкретизирующие и уточняющие понятие биологического отхода. При этом исчерпывающий перечень таких веществ определит Минсельхоз России – надеемся здесь на плодотворную дискуссию. Ранее определение биологического отхода по закону было настолько широким, что к нему формально подходило множество разнообразных веществ, зачастую не несущих никаких рисков для эпизоотической ситуации. Вероятно, с учетом корректировок неопределенность будет снята. Важно также отметить, что операции с биоотходами будут в дальнейшем фиксироваться в специальной информационной системе.

Кроме вопроса о биологических отходах, были приняты ветеринарные правила маркирования и учета животных, то есть по сути сформирована правовая база для выполнения обязательного требования – индивидуального маркирования КРС с привязкой к ИС «Хорриот» с 1 сентября 2024 года. Комментарии отраслевого сообщества при разработке проектов были учтены, и мы надеемся на бесшовную интеграцию действующих на предприятиях систем учета животных с общефедеральной.

В целом через дирекцию Союзмолоко за год проходят десятки, если не сотни, проектов нормативных правовых актов, которые невозможно уместить в одну колонку, и описанные выше вошли в итоги года по причине своей высокой значимости для себестоимости и бизнес-процессов.
 

1704784039

1508 просмотров

MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен